Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ишопанишад
------ Страница 4 ------

Ишопанишад - Страница 4

«Нарайана есть душа внутри всех существ, свободный от греха, единый сияющий Господь» («Субала упанишад»).

Хотя и имеются такие утверждения, как са брахма са шива — «Он есть Брахма, и Он есть Шива», эти утверждения означают, что Нарайана распростра няет Себя в них. Когда утверждается, что вишвам эведам пурушах — «Нарайана есть Вселенная» («Маха нарайана упанишад»), это означает, что Он пронизывает Собой всю вселенную. Эти описания показывают, как вселенная зависит от Господа. Теперь уже достаточно было сказано в целях кри тики тех невежественных, которые не изучали все стихи, лишенные общепринятого смысла слова йгиа.

Взрастив в ученике понимание того, что всё зависит от Господа, учитель наставляет ученика стать непривязанным к миру. С полным отречением (тйактена) к объектам (тена), которые ошибочно принимаются как объекты своего собственного наслаждения, исходя из видения всех недостатков объектов, следует принимать только то, что необхо димо для поддержания тела, и только то, что не противоречит йоге или дхарме. Именно так реализуются цели как знания (не нуждающегося в материалыных объектах), так и текущей жизни (нуждающейся в материальных объектах), т. е. обоих. Или [другими словами] следует с помощью вышеописанного метода наслаждаться ограниченным количеством объектов, поскольку (тена), как только что было описано, Господь пронизывает Собой всё.

Не возжелай богатства кого бы то ни было, друга или недруга. Йама говорит своему слуге: парама-сухрди... шатха матир упайати... йо артха-тршнам... паруша-пашур на са васудева бхактах — «Жаждущий богатства не является преданным Васудевы» («Вишну-пурана», 3.7.31-32).

Это отречение от богатства показывает непривязанность ко всем объектам, отличным от Параматмы. Сказано:

параматмани йо ракто

виракто ‘апараматмани

сарваишана-винирмуктах са

бхаикшам бхоктум архати

«Тот, кто поглощен Господом и отречен от всего, что Им не является, годен к тому, чтобы стать отреченным, свободным от всех желаний» («Нарада-паривраджака-упанишад») 18.

БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Этот видимый мир, а также всё, что существует за пределами восприятия, находится под управлением Господа. По причине этого следует наслаждаться только тем, что выделено тебе Господом посредством кармы. Не жажди большего, чем это. Кому всё принадлежит?

КОММЕНТАРИЙ. Я поклоняюсь Шйамасундаре, Верховному Господу, вечно неизменному, с формой,

18 Этот момент также отражен в комментарии Баладевы к «Гите», 2.29.

неотличной от Него Самого, управляемому только лишь преданием Ему, исполненному непостижимыми энергиями, кого шрути и смрти прославляют как конечную причину творения, поддержания и уничтожения.

Имеется много ошибочных идей относительно Вед. Некоторые, не обладающие цельным разумом, говорят, что Веды указывают на предписанные действия, называемые кармой, для достижения четырех пурушартх (артхи, дхармы, камы и мокши), что Вишну подчиняется этим действиям, что резуль таты кармы (такие как Сварга) вечны, что джива и пракрти независимы от Господа, что джива есть фрагмент брахмана, отражение брахмана или иллюзия брахмана, что джива может уничтожить повторяющиеся рождения в этом материальном мире, просто осознавая, что она есть духовный брахман. Приняв всё это за оппонируемые точки зрения (пурвапакша), «Ишопанишад» отвечает, что верховная форма Вишну независима, всемогуща, всеведуща, обладает всеми теми качествами, которые являются целью человеческих усилий, и состоит из знания и блаженства.

Имеется пять таттв, упомянутых в писаниях: ишвара, джива, пракрти, кала и карма. Среди них ишвара есть Господь, не подверженный влиянию времени и места. Он есть верховное сознающее существо (вибху-чаитанйа), а джива есть мельчайшее сознающее существо (ану-чаитанйа). Джива и ишвара — оба — обладают такими качествами, как вечное знание и идентичность «Я». джива и ишвара являются знающими (себя и остальное),

а также самим знанием как таковым. Это не является противоречивым утверждением; это подобно солнцу, которое освещает и себя, и всё остальное, являясь при этом самим светом.

Но Господь, по природе наделенный всеми энергиями, входит в пракрти и управляет ею и обеспечивает для дживы материальное наслаждение и освобождение. Будучи одним, Он является во многих формах, и, будучи неотличным от Своих тела и качеств, Он является (квалифицированной личности) как личность с качествами или как душа с телом. Он недостижим для ума и чувств, но управляется преданностью, и таким образом Он предлагает Свою форму блаженства и знания преданному.

дживы, напротив, являются не одним, но многими, во многих различных условиях. Отвергая Господа, они повязываются самсарой, но, будучи расположены к Господу, избавляются от покрытий своей формы и качеств и достигают своей истинной формы и качеств.

Пракрти есть состояние равновесия трех модусов. Ее называют такими именами, как майа и тамах. Только когда Господь бросает взгляд на пракрти, она дает начало разнообразию во Вселенной.

Кала есть особый компонент, который обеспечивает восприятие прошлого, настоящего, будущего, одновременности, быстрого и медленного. От мгно вения до парардхи 19 имеется много подразделов вре мени. Оно обращается постоянно, подобно колесу. Оно является ради целей творения и уничтожения.

19 Половина продолжительности жизни Брахмы (Брахма).

ишвара, джива, пракрти и кала — вечные ингредиенты, лишенные творения и разрушения; но джива, пракрти и кала зависимы от ишвары.

Карму дживы также называют адршта, или судьба. Она не имеет независимой силы и является инертной (как пракрти и кала). Она не имеет начала, но подвержена иметь свое завершение (в отличие от пракрти и кала). джива, пракрти, кала и карма являются энергиями (шакти) брахмана (шактимана), и, таким образом, они рассматриваются как неотличные от него. В

Навигация:

Страница 6
Страница 5
-- Страница 4 --
Страница 3
Страница 2