Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ишопанишад
------ Страница 6 ------

Ишопанишад - Страница 6

Если он джнани и лишен поклонения Господу, его блаженство непременно будет уменьшено. Таким образом, даже джнани, свободный от греха, становится греховным, опуская служение. Поэтому каждый должен осуществлять действие, связывая его с Господом».

ВЕДАНТА ДЕШИКА:

ПЕРЕВОД. Можно жить сто лет, исполняя предписанные действия без привязанностей, понимая, что владельцем является Господь. Другого, чем этот, пути следования для тебя не существует. Действие не связывает человека, выполняющего работу со знанием.

КОММЕНТАРИЙ. Этот стих показывает, как ученая личность живет всю свою жизнь, исполняя ежедневные и регулярные обязанности, в то же самое время не привязываясь к процессу делания, желаниям и результатам действия. Дезидератив-ная форма глагола (джидживишет — «ему следует захотеть жить») используется для того, чтобы показать, что даже человек в поисках брахмана должен быть занят исполнением своих обязанностей вплоть до того момента, когда он достигнет цели своей жизни в форме полного осознания брахмана. Упоминание ста лет является приблизительным. Жить ли сто лет или жить до осознания брахмана, следует осуществлять действия в соответствии с собственной квалификацией. Никогда не следует

оставлять те предписанные обязанности, которые помогают взрастить знание. Этот стих не является рекомендацией совершать предписанные действия независимо ни от чего, ради результатов. Так, «Брахма-сутра» говорит: навишешат — «Нет такого определения, что человек должен исполнять карму в течение всей своей жизни» («Брахма-сутра», 3.4.13). Другой случай, не противоречащий этому стиху, упоминается в сутрах; стутайе ‘нуматир ва — «Позволение осуществлять карму (предписанные обязанности) всю свою жизнь — только ради прославления знания» («Брахма-сутра», 3.4.14). «Шри бхашйа» говорит: ва показывает исключение, означающее «только». Поэтому есть позволение исполнять обязанности в жизни только ради прославления знания (а не независимых результатов), так как этот стих следует за темой, что Господь пронизывает Собой всё. Хотя личность выполняет действия в течение всей жизни, вследствие могущественности знания она не загрязняется кармой. Так прославляется знание. Это утверждается в последней строке: «...для тебя (твайи), годного к познанию брахмана, нет другого пути, чем осуществление этих действий (эвам)». Утверждение с отрицанием делает этот смысл еще сильнее.

«Но самой своей природой исполнение действия должно связывать исполняющего». Стих отвечает: «Карма не загрязняет этого человека (наре), ищущего знания брахмана». Действия не дают результатов, таких как перемещение на Сваргу, потому что предписанные действия кармы исполняются

как вторичные в поисках знания 20. Агнихотради ту тат-карйайаива тат даршанат — «Огненные жертвоприношения и другие предписанные ежедневные действия рождают знание как свой результат, потому что это явлено в писаниях» («Брахма-сутра», 4.1.16).

Нет никакой возможности для различающей, не имеющей привязанностей личности, обладающей разумом, совершать камйа-карму, или запрещенные действия, которые не благоприятны для знания. Для тех, кто возвращается к старым привычкам, должно быть подходящее искупление. Это со всей силой утверждается во многих стихах, подобных следующему:

навирато душчаритат

нашанто насамахитах

нашанта-манасо вапи

праджнаненаинам апнуйат

«Не оставивший грехи, не достигший мира, не прикладывающий всех усилий к достижению Господа, не владеющий своим умом не может достичь Верховного Господа, даже если он очень разумен и учен» («Катха-упанишад», 1.2.24).

20 Хотя знание есть причина освобождения, кармы следует исполнять вместе со знанием, потому что они полезны для ее достижения. Кармы делаются без желания достижения Сваргалоки и поэтому не вызывают обусловленности. Если кармы делаются независимо от знания, тогда они будут иметь материальные результаты, такие как Сварга-лока. Эта мысль выражена в сахакаритвена ча (Веданта-сутра, 3.4.33) и экасйа тубхайатве самйога-пртхактвам (Пурва-мимамса, 4.3.5).

В «Брахма сутре», в стихах с 4.1.13 и далее (объясняющих результаты знания для дживы) показывается, однако, что при совершении непреднамеренных греховных действий не остается и следа загрязнений у тех, кто достиг знания о Господе. Идея, что сжегший все грехи в пепел знанием не нуждается в следовании правилам и запретам, не поддерживается сведущими в Ведах.

БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Осуществляя предписанные действия без привязанностей в течение жизни в этом мире, вы можете претендовать на сто лет жизни. Нет другого метода для вас или любого другого человеческого существа стать свободным от загрязнений. Такие действия вас не загрязняют.

КОММЕНТАРИЙ. Этот стих говорит о необходимости варнашрама дхармы, в соответствии с писанием для очищения сознания. Осуществляя такие действия, как огненное жертвоприношение, без лич ного желания (курван кармани), можно желать прожить на этой земле (иха) до ста лет (шатам самах). И поэтому (итах), так как вы желаете прожить сто лет (твайи) и вынуждены совершать действия как человеческое существо (наре), вы не можете достичь освобождения любым другим способом (на анйатха), чем совершая действия, такие как огненное жертвоприношение. Или это может означать «нет другого способа избежать загрязнения». Такие действия вас не загрязняют.

БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:

ПЕРЕВОД. Осуществляя действия в этом мире с подобным умонастроением, вы можете жить в течение ста лет. Живя таким образом, вы не подвергнетесь влиянию кармы. И этому нет альтернативы.

КОММЕНТАРИЙ. Когда действия совершаются с одновременным проявлением связи всего сущего с Параматмой, вся деятельность становится духовной. Даже если вы живете сотни лет, вы не будете загрязнены. В своей повседневной жизни человек вынужден по необходимости совершать действия. В противном случае вы умрете или по крайней мере будете жить в дискомфорте. Но если личность про живает свою жизнь при одновременном культиви ровании взаимоотношений с Параматмой, действия

Навигация:

Страница 8
Страница 7
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4