Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ишопанишад
------ Страница 16 ------

Ишопанишад - Страница 16

Возможно, это саркастическая ссылка на интерпретацию Шанкары. Для него авидйа есть осуществление жертвоприношения, а видйа есть поклонение дэватам. И то и другое ведет к повторному рождению.

помощниками знанию, вследствие контекста обсуждения и соответствующего понимания, которое она создает.

«То, что подразумевается под словом авидйа, есть карма, действия, предписанные варнашрамой. Авидйа, признаваемая как средство преодоления смерти, есть то, что противоположно видйе». Слово авидйа исключает знание (видйа), подобно тому как использование слова кшатрийа исключает брахмана. Все исполняемые и не включенные в знание действия происходят внутри пространства кармы.

Следует рассмотреть и другие подтверждающие положения:

тапо видйа ча випрасйа

нихшрейаса карав убхау

тапаса калмашам ханти

видйайа ‘мртам ашнуте

«Аскетичность и знание приносят высочайшее благо брахману. С помощью аскетичности он уничтожает грех, а с помощью знания он наслаждается Госпо дом» («Ману-смрти», 12.104) 38.

Другие 39 описывают стих как предложение равного сочетания практик знания и кармы в осуществлении преодоления смерти и достижении бессмертия. Им в ответ следует сказать, что шрути, смрти,

38 тапо видйа ча випрасйа нихшрейасакарам парам тапаса килбишам ханти видйайа ‘мртам ашнуте.

39 Йадава Пракаша поддерживает представление о том, что карма и джйана суть равной важности.

Веданта-сутра и следующая им «Шри-бхашйа» ясно говорят, что карма и джнана действуют как подчиненные и первичные элементы и что знание одно создает избавление от смерти.

Бхаскара объясняет, что карма должна быть подчиненной джнане. Тем не менее он провозглашает, что карма также дает прямые результаты, подобные джнане. Такое представление отклоняется от утверждения писаний, которые говорят, что карма есть помощник медитации (удаляющий препятствия, но не дающий прямого видения Господа). Обладающие знанием в истолковании писаний не принимают такое предположение.

БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Тот, кто занят джнаной и кармой бок о бок, превосходит нечистоту кармой и достигает освобождения джнаной.

КОММЕНТАРИЙ. Этот стих говорит об исполнении джнаны и кармы вместе. Тот, кто знает, что джнану (видйам) и карму (авадйам) нужно осуществлять вместе (убхайам саха) одной личностью, или тот, кто знает, что атма джнана и карма, кото рая приводит к этой джнане, — должны вместе исполняться одной личностью, так как они взаимно помогают друг другу в одной и той же цели, эта личность превосходит загрязнение сердца (мртйум), мысленно предлагая свои действия, такие как огнен ное жертвоприношение (авидйайа), как подношение

Господу. Достигнув внутреннего очищения, он достигает освобождения (амртам) с помощью атма-джнаны (видйайа) 40.

БХАКТИВИНОДА ТXАКУРА:

ПЕРЕВОД. Понимающий, что атма разделяет качества как видйи, так и авидйи, превосходит смерть авидйей и наслаждается бессмертием с помощью видйи.

КОММЕНТАРИЙ. Майа, которая есть прибежище как видйи, так и авидйи, не полностью отлична от чит-шакти (духовной энергии) Господа, но больше является ее тенью, модификацией. Всё, что есть как тень, существует и в изначальном объекте в своей совершенной и безупречной форме. Так, несомненно, и идеальные формы как видйи, так и авидйи существуют в чит-шакти. Если джива в стремлении к духовным формам озаботится уничтожением перевернутых форм видйи и авидйи в материи, тогда она сможет увидеть разнообразие качества в духовной энергии. Когда она примет под держку от этого разнообразия, она больше не будет

40 Баладэва отличается от Шанкары в интерпретации видйи и ее результата. Шанкара утверждает, что видйа озна чает знание дэватов, благодаря которому достигается статус дэвата, называемый амртатвам. Баладэва же говорит, что видйа значит атма-джнана, с помощью которой достига ется освобождение. Для Баладэвы авидйа есть карма, осуществление жертвоприношения и поклонения деватам. Для Шанкары авидйа есть осуществление жертвоприношений без знания дэватов.

подвержена разрушению в руках материальной видйи с ее концепцией отсутствия разнообразия и отсутствия качеств. Материальная видйа удаляет дживу из материального разнообразия и так приводит ее к амрте. Видя идеальную духовную копию (истинные объекты и разнообразие), материальная авидйа (материальное разнообразие) трансформируется в свою идеальную копию (духовные качества и форму). Тогда джива, с ясной реализацией своей собственной духовной формы, формы Параматмы и их духовных взаимоотношений, может существовать в духовной расе.

МАНТРА 12

андхам тамах правишанти

йе ‘самбхутим упасате

тато бхуйа ива те тамо

йа у самбхутйам ратах

МАДХВАЧАРЙА:

ПЕРЕВОД. Те, кто поклоняются Господу только как разрушителю страдания и невежества, не принимая Господа как творца благих качеств, отправляются в глубокую тьму 41. Те, кто поклоняются Господу только как творцу блаженства и знания, не принимая Господа как разрушителя плохих качеств, отправляются даже в более глубокую тьму 42.

41 Такая вера приведет к разрушению греховных качеств в личности, но оставит ее в обусловленном состоянии в этом мире.

42 Такая вера приведет к видимому достижению хороших качеств, но они не будут устойчивыми, поскольку греховные качества будут также присутствовать. Так личность будет деградировать даже больше, чем поклоняющийся Господу как разрушителю плохих качеств.

КОММЕНТАРИЙ. «Курма пурана» объясняет:

эвам ча сршти-картртвам

нангикурванти йе харех

те пи йанти тамо гхорам

татха самхара-картртвам

нангикурванти те ‘пй эва тасмат

сарва-гунатмакам

сарва-картарам ишешам

сарва-самхара-каракам

йо веда самхрти-джнанад

деха-бандхад вимучйате

сукха-джнанади-картртва-джнанат

тад-вйактим авраджет

сарва-доша-винирмуктам

гуна-рупам джанарданам

джанийан на гунанам ча

бхага-ханим пракалпайет

на муктанам апи харех самйам

вишнор абхиннатам

на ваи прачинтайет тасмат

брахмадех самйам эва ва

манушади-виринчантам

таратамйам вимуктигам

тато вишнох пароткаршам

самйаг джнатва вимучйате

«Те, кто не принимают творящей потенции Господа Хари, достигают глубокого невежества, но те, кто не принимают разрушающей потенции Господа Хари, погружаются в еще более глубокое

невежество. Те, кто знают Господа и как творца, и как разрушителя, исполненного всех благоприятных качеств, полностью превосходят обусловленность тела через знание

Навигация:

Страница 18
Страница 17
-- Страница 16 --
Страница 15
Страница 14