Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ишопанишад
------ Страница 14 ------

Ишопанишад - Страница 14

Или же они отправляются в места страданий, с неизбежностью возникающих вследствие их поглощенности в артхе, дхарме, каме без мокши. Авторы по этому предмету провозглашают постоянные страдания тех, кто заняты только кармой:

плава хй эте адрдха йаджпа-рупа

аштадашоктам аварам йешу карма

этач чхрейо йе ‘бхинанданти мудха

джара-мритйум те пунар эвапи йанти

«Те, кто практикуют низшую карму из восемнадцати частей, своей поглощенностью в жертвоприношения подобны неустойчивым лодкам. Эти глупцы, радующиеся, что это есть высшая цель, обретают старость и смерть снова и снова» («Мундака-упанишад», 1.2.7).

Те, кто занимаются только знанием, отбрасывая кармы, соответствующие их квалификации, погружаются даже в большее невежество, чем те, которые поглощены одной кармой. Слово ива предполагает, что размер невежества невозможно точно оценить. Слово у следует соединить с видйайам. Таким образом, получается смысл «те, кто занимается только знанием».

БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Те, кто заняты единственно кармой, погружаются в беспросветное невежество, а те, кто заняты единственно джняной, погружаются даже в большее невежество.

КОММЕНТАРИЙ. Здесь Упанишад обращается к тем, кто желает прожить свою жизнь, просто исполняя предписанные действия, без знания атмы, которое было обсуждено ранее.

Эта и следующие пять мантр в размере ануштубх. В этих стихах содержится критицизм по отношению как к карме, так и джнане, когда они осуществляются независимо друг от друга, вместе с пожеланием того, чтобы они осуществлялись вместе. Те живые существа, которые заняты (упасате) только кармой (авидйам), являющейся противоположностью знания, совершающие действия для достижения Сварги, погружаются во тьму, или невежество (тамах), где ничего не видно (андхам). Это означает, что они испытывают снова и снова рождение и смерть в материальных телах. Но (у) те, кто культивирует только им персональную атма-джнану (видйайам), погружаются даже в худшее состояние (бхуйах) невежества, чем слепое состояние повторяющихся рождению и смертей (татах) 32.

32 Взращивание одной видйи без предварительно выполненной кармы ведет к худшей тьме, потому что приведет к падению. В этом случае не будет достигнуто ни освобождение, ни очищение, которое приносит карма.

БХАКТИВИНОДА ТХАКУРА:

ПЕРЕВОД. Тот, кто находится в невежестве (материальной жизни), отправляется в область тьмы. Занимающийся знанием (ищущий имперсонального освобождения) отправляется даже в более темную область.

КОММЕНТАРИЙ. Параматма обладает непостижимой энергией. Это можно понять из писаний. «Шветашватара-упанишад» (6.8) говорит: парасйа шактир вивидхаива шруйате — «Господь имеет различные энергии». Одна из энергий называется майа. Посредством майи Параматма творит этот мир. Майа имеет две функцй: видйа и авидйа. Функция видйа уничтожает материю. Функция авидйа творит материю. Те, кто заняты материей, находятся в функции авидйа, и их духовная природа скрыта темным покрытием материи.

Те, кто достигают непривязанности к материи -хотя они способны уничтожить материю функцией видйа, — не принимают прибежища духовной шакти Господа, пока они не начнут практику бхакти. Так они (поглощенные видйей) погружаются в более темную область, где атма кажется уничтоженной. Если джива в этом материальном мире не устанавливает взаимоотношений с Параматмой, она не сможет освободиться от материи. Когда кто то отказывается от разнообразия качеств, обнаруживаемых в этом мире, как недостойных, он далее привязывается к тому, что не имеет качеств, и это создает великое препятствие для дживы. Дэваты описывают это состояние:

йе ‘нйе ‘равиндакша вимукта-манинас

твайй аста-бхавад авишуддха-буддхайах

арухйа криччхрена парам падам татах

патантй адхо ‘надрита-йушмад-ангхрайах

«О лотосоокий Господь, хотя непреданные, принимающие суровые аскезы и тапасьи для достижения наивысшего положения, могут думать о себе как об освобожденных, их разум нечист. Они падают со своего положения воображаемой верховности, так как не имеют должного почтения к Твоим лотосным стопам» (ШБ, 10.2.32).

МАНТРА 10

анйад эвахур видйайа

анйад ахур авидйайа

ити шушрума дхиранам

йе нас тад вичачакшире

МАДХВАЧАРЙА

ПЕРЕВОД. Говорится, что один результат достигается правильным знанием (видйа) и другой результат — подлежащим исправлению ложным знанием (авидйа) 33. Так мы слышали от мудрого, объяснившего это нам.

ВЕДАНТА ДЕШИКА:

ПЕРЕВОД. Предыдущие ачарйи утверждают, что средством освобождения не является только исполнение предписанных обязанностей или только

33 Следуя этой цитате и:) «Курма-пураны», Мадхва дает смысл авидйи в этом и следующем стихе как осуждаемое ложное знание, тогда как в предыдущем стихе оно означало только «неправильное знание».

взращивание знания. Мы слышали это от провидцев Господа, научивших нас освобождению через соединение обеих практик.

КОММЕНТАРИЙ. В этом стихе учитель объясняет метод достижения освобождения. В противоположность нормальному использованию творительный падеж был использован со смыслом отделительного падежа (авидйа и видйа следует понимать как авидййт и видйат). Иначе в утверждении нет смысла (иначе не будет связи со словом анйа и, соответственно, смысла в утверждениях). Стих 13 структурирован таким же способом. Предыдущие ачарйи (не приведенные, но подразумеваемые) говорят (ахух), что средства достижения освобождения отличны от (анйат) практики одной кармы без знания и отличны от практики одного знания без кармы. Подходит также «Упанишады говорят». Далее утверждается, что смысл, представ ленный здесь, приходит в длинной линии ученической преемственности. Таким образом (ити) мы услышали (шушрума) от них, тех, кто полностью посвящен медитации на Параматму (дхиранам), предыдущих ачарйев, кто после освобождения научил этим средствам освобождения (тад) нас (нах), смиренно приближающихся к ним с почтением. Притяжательный падеж (дхиранам — «посвященных учителей») имеет смысл отделительного («мы услышали от посвященных учителей»). Или: слово вачанам (слова) может быть предоставлено с дхйранам в смысле «мы услышали слова тех, кто посвятил

Навигация:

Страница 16
Страница 15
-- Страница 14 --
Страница 13
Страница 12