Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Ишопанишад
------ Страница 11 ------

Ишопанишад - Страница 11

са

атма сарва-бхута-гах

эвам сарватра йо вишнум

пашйет тасйа виджанатах

ко мохах ко ‘тхава шоках са

вишнум парйагад йатах

«Параматма, в которой существуют все живые существа, пронизывает собой все существа. Для обладающего знанием человека, видящего Вишну везде, существует ли иллюзия или скорбь с того момента, как он достиг Вишну?» В добавление к тому факту, что знающий Господа становится бесстрашным (как сказано в предыдущем стихе), этот стих добавляет то, что он избавляется от скорби и иллюзии. Повтор в этих двух стихах подчеркивает всепроникающую природу Господа.

ВЕДАНТА ДЕШИКА:

ПЕРЕВОД. Существует ли скорбь или иллюзия для того, кто видит Господа, пронизывающего всё сущее, кто в медитации воспринимает все существа как части одного Господа?

КОММЕНТАРИЙ. Раскрыв, каким образом Господь является душой всего сущего — через утверждение идентичности брахмана со всем существующим, — учитель теперь показывает, как видящий брахмана уничтожает иллюзию и скорбь. Во время медитации для личности, которая знает

эту независимую сущность через рассмотрение писаний именно так, как учит гуру, появляется восприятие того, что Параматма одна содержит все другие существа как свои атрибуты (сарва-вишиштха). Таков смысл высказывания «все существа есть атма». Идентичность атмы или Господа со всем сущим подобна отношению души к телу (которая является основным фактором в теле). Данная практика использования находится в Ведах и в обыден ном понимании, так же как и в утверждении «я есть Господь» (это не означает буквальной идентичности, но — идентичность того, что Господь является основной движущей силой чьего-либо существования). Таким образом, теория, что в результате реализации единого брахмана все индивидуальности во Вселенной прекращают свое существование (бадха), теория, что джива и мир являются просто ложным наложением на брахман (упачара), и теория единства сварупы (сварупаикйа) всех вещей, где брахман трансформируется во всё, — все они отвергаются. Когда во время медитации в личности, которая обладает знанием, появляется восприятие того, что Параматма является душой всех существ, тогда в это же самое время иллюзия (моха) в форме ошибочного знания о независимости дживы не появляется. Эта личность, которая видит одного Господа, пронизывающего Собой все вещи (экатвам анупашйатах), больше не страдает от скорби (шока), вызванной даже смертью сына или потерей царства, потому что она достигла состояния полного отсутствия чувства собственничества по отношению ко всем вещам в этом мире — поскольку она понимает, что всё есть часть Господа.

анантам бата ме виттам

йасйа ме насти кинчана

митхилайам прадиптайам

на ме кимчит прадахйате

«Лишенный привязанностей Джанака сказал: "Мои богатства безграничны, но ничто мне не принадлежит. И даже если вся Митхила сгорит, моего не сгорит ничего"» («Махабхарата», 12.17.18).

Слово «единство» (экатвам) не означает «только одно существо и ничего больше», но на самом деле — одно существо со всем остальным в качестве его атрибутов, потому что не имеется никаких утверждений в данном труде, которые отрицали бы утверждение в первом стихе о том, что «всё существующее пронизано Господом». (Всё, включая этот материальный мир, также является реальным.) Было бы невозможным даже начать наставления о таком абсолютном единстве, так как личность должна была бы допустить двойственность в форме знания и невежества (в контексте ложности всего опыта) просто даже для того, чтобы начать обучение.

Невозможно также говорить и о «видении единства» осознанием одной сварупы во взаимно-противоположно существующих объектах (которые не ложные), потому что тогда это было бы разрушением способности (своей собственной или других) распознавать это единство в момент наступления совершенства, когда препятствия в видении единства растворяются. Что объясняется в этом стихе, так это видение одной сущности в совокупности со всеми другими реальными сущностями, действующими как ее атрибуты, следуя всей очевидности писаний.

В обсуждении лучше объяснять единство в терминах частных взаимоотношений. Например, слово «один» используется для описания особых взаимоотношений в следующем примере: рама-сугривайор аикйам — «Существует единство Рамы и Сугривы» («Рамайана», 5.33.49).

Хотя и возможно принять эти два стиха (6 и 7) как описание того, как видят мир освобожденные личности (мукта), в соответствии с контекстом того, что было сказано ранее, они рассматриваются как прославление стремящегося к освобождению (мумукшу).

Здесь слово «видение» (анупашйатах) относится к видению со знанием, возникающим из писаний, и со знанием, которое принимает форму поклонения Господу, являющуюся самой сутью писаний, с интенсивным желанием ясного видения Господа. Стих не следует рассматривать как прославление прямой реализации Господа, возникающей из самадхи, потому что обсуждаемой темой является метод достижения такой реализации (более, чем реализация как таковая). В «Шри-бхашйе» также объясняется, что слово даршана («видение», или анупашйатах) означает «объект чьего-либо поклонения» (больше, чем видение или осознавание) во всех стихах относительно обучения методу освобождения.

БАЛАДЭВА ВИДЙАБХУШАНА:

ПЕРЕВОД. Существует ли иллюзия или скорбь для того, кто видит единство, когда все существа являются брахманом (в восприятии знающего)?

КОММЕНТАРИЙ. Тот же самый смысл выражен и в этом стихе. Размер ануштубх. Для личности в знании, если все существа содержатся в Параматме, а Параматма содержится во всех существах и, таким образом, все существа являются брахманом (атма эва абхут), путем размышлений над такими утверждениями шрути, как: сарвам кхалв идам брахма («Всё есть брахман». «Чхандогйа-упанишад», 3.14.1), какая иллюзия или скорбь могут существовать для такой личности, видящей единство (жатвам)? Иллюзия и скорбь возникают от неведения

Навигация:

Страница 13
Страница 12
-- Страница 11 --
Страница 10
Страница 9