Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Размышления о сакральных истинах - Мадхурья Кадамбини - Страница 18

жили как утончённые животные.

У аристократии греков и римлян были ужасные привычки. Они съедали огромное количество пищи, а затем, вызвав рвоту, извергали её обратно в серебряные или золотые чаши, чтобы освободить место в желудке и продолжать пировать дальше. Так они вызывали булимию3. Ожирение их нисколько не волновало, на первом месте стояло наслаждение.

В путешествиях очень интересно наблюдать за людьми, например, я заметил, что между теми, кто беден, и просто неряхами большая разница. В деревнях люди могут жить просто и бедно, но очень чисто. Они никогда не уронят собственного достоинства и не лишатся мужества, т. к. ценят то, что имеют. Я видел небольшие деревушки в Индии, Африке и Латинской Америке, где люди каждое утро рано встают, убирают всю территорию и даже несколько раз принимают душ. Хотя купание - это необходимая каждодневная процедура, не все наши современники осознают это. Если вы задержитесь в общественной уборной на 5-10 минут, то увидите, что большинство людей даже не моют руки после туалета, что уж говорить о ежедневном душе! Большинство людей очень редко принимают душ и моются с мочалкой. Они считают, что достаточно почистить зубы и умыться.

Помню, когда я ребёнком учился в школе, полностью нас купали только раз в неделю по субботам, но некоторым детям даже этого казалось много, и они с большой неохотой шли с улицы домой. Отсутствие гигиены в колледже было невероятным! В университете Лиги Плюща, который я посещал, как предполагалось, была масса интеллектуалов, призванных изменить мир, но у большинства из них привычки были далеки от чистоплотности. В подготовительной школе со мной учились дети очень богатых людей, но деградация была устрашающей.

Те, кому дороже беседы и размышления о Кришне, будут чувствовать себя неуютно среди тех, кто ведёт пустые разговоры. Только зависть, невежество и ложное эго побуждают нас искать общество, где эти качества стоят во главе угла. Часто, сойдя с пути духовной жизни, люди ищут себе подобных, чтобы оправдать свои слабости или найти поддержку своей философии. Они не могут до конца выбросить Кришну из своей жизни и потому стараются забыть Его, заглушив угрызения совести ещё большим невежеством в обществе других невежд. Они не готовы отказаться от мишра-бхакти, и майя использует различные уловки, чтобы усилить влияние иллюзии.

Бхакти притягивает бхакти. Если мы делаем заявку на преданность, но сами продолжаем заниматься глупостями, то для Бхакти-деви это становится сигналом, что она нам не нужна. И как только остатки бхакти уходят из нашего сердца, им овладевают невежество, боль, страдания и печаль.

Таковы пять факторов, вызывающие страдания, искоренив которые, мы устраним причину своих бед. Страдания преданного должны быть порождены только состраданием. Если он переживает из-за чего-то другого, ему нужно лучше «учить уроки» и следовать указаниям гуру более искренне и сознательно.

Устранение причин страданий

Описав причины страданий, Шрила Вишванатха Чакраварти затем рассматривает способы их устранения. Он описывает четыре стадии созревания греха, последствия которого приводят к страданиям. Прарабдха - это проявленные последствия неблаговидных поступков, страдания и беды, которые постигли обусловленную душу. Апрарабдха - расплата уже назначена, но только грядёт. Т. е. последствия грехов пока не настигли, но уже нависли. Их пока не видно, но они только и ждут возможности подвергнуть нас наказанию. Кута - неприятности только назревают, хотя их степень ещё до конца не определена, и мы вольны повлиять на ход судьбы своими действиями. Биджа - это семя греха, желание совершить неблаговидный поступок.

гг

Из вышеприведённого описания явствует, что необходимо остановить не только греховную деятельность, но и мысли о ней, т. е. желание греховной деятельности. Можно прополоть участок, но если в земле останутся семена, после первого же дождя они дадут новые всходы. Семена-желания в благоприятных условиях прорастут, находя своё выражение в форме греховных мыслей и поступков, расплата за которые не заставит себя долго ждать.

Тем, кто занимается приусадебным хозяйством, легко понять, что имеется ввиду. Вначале землю распахивают, а потом засевают и поливают. Посаженное и затем политое семя прорастёт и впоследствии даст плоды. Сбор урожая - это прарабдха, растение набрало силу, созрело и принесло плоды. Первый зелёный лучик и листья - это апрарабдха, состояние, когда плоды еще не проявлены, но растение развивается. Пока росток не проклюнулся - это кута, набухающее семя в стадии созревания.

Если семя - биджа - в земле, рано или поздно росток появится. Если не устранить семена, сорняки рано или поздно взойдут, окрепнут, наберут силу и постепенно задушат росток бхакти.

Поэтому нужно стараться даже не допускать мысли о грехе. Например, когда Господь Чайтанья убирал храм Гундича, сначала Он сделал общую уборку, а потом очень тщательно вычистил каждый угол и убрал прилегающую к храму территорию. Он не только смотрел, чтобы в храме не осталось ни одной соринки, но и проследил, чтобы были убраны места, откуда сор наносился в храм, чтобы он не появился вновь.

Выкорчевать глубоко укоренившееся дерево гораздо труднее, чем просто вынуть из земли косточку, из которой оно может вырасти.

Нужны неимоверные усилия, чтобы раз и навсегда изменить парадигму и решить: пребывать ли нашим чувствам и сознанию в майе или в

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16