- лишь тень настоящего вдохновения.
Не всё в духовной жизни так просто, за каждую цель - своя плата, а потому у человека может не хватить настойчивости и решимости, чтобы довести начатое дело до конца.
2. Апатия
Вторая ступень называется гхана-тарала, то энтузиазм, то вялость. Т. е. периодами человек чувствует прилив бодрости и сил в служении, а порой даже мысль о служении нагоняет на него скуку и усталость. Если садхака недавно начал свой путь, его умом всё ещё владеет бхога-тьяга, Т. е. ему нравятся только определённые стороны духовной жизни, и он сильно зависит от чувств и эмоций. Такой человек мечется из стороны в сторону, что указывает на непостоянство, которое относится скорее к мишра-бхакти, чем к уровню шуддха-бхакти.
3. Сомнения
Третья ступень называется вьюдха-викалпа. Это уровень, на котором человека одолевают сомнения, вследствие чего его решимость слабеет. Например, человек рассуждает: «Писания говорят, что жизнь домохозяина - тёмный колодец; поэтому уж и не знаю, жениться мне или нет». На этой ступени человек колеблется, его посещают такие мысли: «Может, мне лучше переехать в храм, но что подумают мои друзья! Нет, наверное, лучше не надо». Или ум говорит: «Чтобы научиться преданному служению, может, придётся ехать на другой конец света. Один, без матери, вдали от друзей... А, забудь».
Каждый определённо желает ускорить свой прогресс, но другие желания порождают сомнения и нерешительность. Поэтому человек никогда не может решиться, чему отдать предпочтение. Сомнения пока сильнее решимости и человеку не удаётся действовать с позиции преданности.
4. Наслаждение материальных чувств
«Вишайя-сангара - это ступень, на которой идёт постоянная борьба со склонностью к чувственным наслаждениям; тот уровень, когда уходят сомнения, разрешаются противоречия, которые прежде будоражили ум, а убеждённость в верности пути отречения становится твёрдой».
«Трилогия бхакти», 18
На третьей ступени сомнения и колебания ещё есть, и они пока сильны. На этом уровне, несмотря на брожения в уме, понимание твердо, но его ещё недостаточно, чтобы действовать. Мы можем припомнить множество случаев, когда наши сомнения оказывались сильнее веры.
Затем вера увеличивалась, но нам всё ещё не хватало решимости, и мы поддавались чувствам. Человек знает, что правильно, а что нет, но порой не в состоянии поступать должным образом.
«Писания утверждают, что так же, как не найти на востоке того, что находится на западе, так и не найти интереса к Кришне в том, чьё сознание поглощено материальной деятельностью. Преданный чувствует, что настойчивые желания ослабляют его влечение к святому имени и преданному служению. Поэтому он старается не придавать им значения, искренне ища прибежища у святого имени. Однако порой чувства берут верх, заставляя считаться с ними. Тем не менее, преданный убеждён в словах священных писаний и точно знает, что путь к совершенству - в преданном служении».
«Трилогия бхакти», 18
Мы можем знать, как поступать правильно, но ум и чувства диктуют своё. И даже если мы идём у них на поводу, наш разум говорит, что пора выбираться из болота и идти к цели. Упав, мы встаём, и делаем следующий шаг. Так происходит сознательный процесс развития.
5. Нереальные обеты
«Следующая ступень неустойчивого преданного служения - нийямакшама. Преданный клянётся улучшить своё преданное служение.
Он принимает решение повторять по шестьдесят четыре круга в день; предлагать сто поклонов, падая ниц перед Божествами и вайшнавами; служить старшим преданным; избегать пустословия; сторониться материалистичных людей и т.д.
Ежедневно он даёт эти обеты, но в последний момент оказывается неспособным выполнять их.
В отличие от вишайя-сангары, неспособности отказаться от материальных привязанностей^ийя- макшама проявляется в неспособности увеличить и улучшить преданное служение».
«Трилогия бхакти», 18-19
Прежде нами владели сомнения и склонность к греховным поступкам, а теперь не хватает хорошего общения. Здесь ясно сказано: «Он не способен увеличить и улучшить своё преданное служение». Итак, мы уже понимаем, что делаем не так, но пока нам сложно исправиться. В конечном счёте, всё зависит от нашего желания, потому что Кришна даёт необходимую силу, если желание сильно. Желание усиливается благодаря хорошему общению и способности его ценить.
6. Поклонение и популярность
Следующая категория называется таранга-рангини. Это последняя ступень аништхиты, неустойчивого преданного служения.
«В описании природы бхакти говорится, что преданный интересен всем, ибо он - хранилище бхакти. Преданный становится сокровищницей хороших качеств и милости».
«Трилогия бхакти», 19
Испытания закаляют преданность. Тот, чья бхакти непоколебима, кажется особенным, и со временем к нему приходит слава и признание. Опасность состоит в том, что преданный может начать пользоваться преимуществами, которые даёт ему его положение, что приводит к падению или застою в духовном продвижении.
Сомнения и проступки естественны, но постепенно мы научимся бороться с ними и поймём, как поступать правильно. В начале преданного служения мы испытываем восторг и необычайный душевный подъём, нам кажется, что успех так близок, но затем приходит время начать серьёзно работать над собой. Неважно, что сначала нет высшего вкуса или характер остаётся прежним, в какой-то момент положение дел изменится, а если нас начнут превозносить, нужно помнить: Бхакти-деви внимательно наблюдает за нами. Она всегда знает, что творится в нашем сердце и ждёт, дадим ли мы ей место в нём.
бб
«Эти качества привлекают людей, которые в ответ награждают преданного богатством, положением, почётом и известностью. Хотя подобное