Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Размышления о сакральных истинах - Мадхурья Кадамбини - Страница 17

к себе, невежестве и ложном эго! Тамо-гуна кажется такой приятной, но мы забываем о том, что она приведёт лишь в тёмный колодец, где нет и луча света.

Следует всегда помнить о том, что есть наибольшее духовное благо и стараться занимать в жизни такую позицию, которая прямо или косвенно содействовала бы нашему приближению к совершенству.

Прабхупада создал общество не для страданий, пусть даже «трансцендентных». Зачем страдать без необходимости?!

3. Материальные привязанности

Материальные привязанности являются третьей причиной страданий, ибо все материальные объекты временны. Несчастья приходят к тому, кто делает материальные вещи главным в жизни. Просто взгляд на пищу не насытит голодного человека. Сколько не смотри на еду, сытым не станешь! А что за вкус у фруктов и овощей из папье-маше?! Сколько бы их не лежало на подносе, голода они не утолят. Красивые, но не съедобные.

Разочарование возникает как следствие растраты энергии на наслаждение материальным, ведь никакая материальная привязанность не бывает вечной и не приносит истинного удовлетворения.

4. Зависть

Далее Шрила Вишванатха Чакраварти говорит о зависти. Преданный радуется счастью других и огорчается, видя чужие беды. В том бескорыстие и сострадание.

Преданного огорчает собственная неспособность служить лучше и страдания окружающих. Он не завидует чужому счастью и радуется, когда другие счастливы.

В сердце вайшнава нет места зависти, потому что ложное эго не имеет на него влияния. Его не тяготит чувство ложного превосходства и желание занять место другого. Он не считает, что все благословения в этом мире принадлежат только ему.

Зависть вызывает эгоизм. По иронии судьбы, чем больше люди думают о себе, тем больше они страдают. Если в блюдо положить не те приправы, что произойдёт? Что будет, если положить в сладкий рис изрядную порцию соли? Вкуснее он не станет.

Вишванатха Чакраварти объясняет, что примеси мишры и наши недостатки вытесняют из сердца бхакти, также как соль - сладость молочного риса. Он пытается показать нам врагов и объяснить причину их появления. Приняв всерьёз его слова, мы сможем распознать и уничтожить причину своих страданий. Если источники несчастья не устранены, страдания не закончатся.

Время от времени всем нужно заглядывать внутрь себя и спрашивать: «По-настоящему ли я счастлив в преданном служении? Чувствую ли я эмоциональный подъём? Вижу ли новые возможности для духовного роста?» Или, заглянув в себя, мы находим лишь подавленность, печаль, злость, зависть и отсутствие веры? Такая проверка станет своего рода лакмусовой бумажкой.

Нужно решить: искоренять проблемы, или усугублять их. Когда приходят сложности, а веры не хватает, человек ещё больше погружается в невежество, растит ложное эго и усиливает привязанности, только усложняя свою ситуацию. Порой что-то подобное происходит с каждым из нас. Вместо того чтобы бороться, мы опускаем руки и в своей инертности начинаем скатываться вниз, забывая, что хоть спускаться и проще, но не полезней. Иногда преданные возвращаются к дурным привычкам,

гг

снова начинают курить, употреблять спиртное и волочиться за женщинами. Вместо того чтобы возвышать своё сознание к духовным предметам, мы разрешаем майе обманывать нас. Мы сами позволяем ей уводить нас с истинного пути и ввязывать в дела и связи, которые лишь увеличивают страдания.

В чём разница между погружением в майю и духовной жизнью? В сознании Кришны человек обретает шрадцху, милость и сукрити. Именно их количество определяет, как он реагирует на нападки майи.

Ложное эго, материальные привязанности и зависть -слож- ноискоренимые анартхи, и Шрила Вишванатха Чакраварти побуждает нас внимательнее изучить способы избавления от них.

5. Мирские занятия

Последней из пяти причин возникновения сложностей в жизни является чрезмерная занятость материальными вещами. Она сродни привязанностям, но находится на более грубом уровне. Т. е. сложности имеют тенденцию возникать тогда, когда большая часть дел человека сосредоточена на мирском.

Недавно я путешествовал по Франции, Швейцарии, Швеции, Австрии, Италии и ещё нескольким странам, и мне было больно видеть, что многие вайшнавы чувствуют себя несчастными. Почему? Прабхупада нас не обманывал; значит, мы сами себя обманули. Ещё беда в том, что преданные переживают не за других, а за «я» и «моё».

Кришну не обманешь, и это ясно. Наивно полагать, что Бхак- ти-деви благословит нас и озарит сердце светом чистой любви, если мы поступаем не должным образом, считая, что Бог всё равно не узнает, поскольку либо Ему нет до нас дела, либо Он глупый, бесчувственный и безличный.

Бхакти не желает находиться там, где полно спутников майи, подобно тому как у члена царской семьи нет желания жить в трущобах. Брахман не станет общаться с распутником, даже если тот богат. Общаться с безнравственными людьми нет никаких причин, не важно, какое положение в обществе они занимают. Чистый человек с брахманическими качествами будет чувствовать себя неуютно там, где царит праджалпа и грех. Небожители не хотят туда, где верховодят страсть и невежество.

Обратимся к истории. Известно, что представители аристократии и царских семей мылись нерегулярно. Потому французская парфюмерия и стала такой популярной. В средневековье люди носили очень дорогие наряды, но мылись не часто, так возникла нужда в сильнопахнущих духах. В огромных старинных дворцах с большими комнатами, где всё утопает в роскоши, не было банных комнат. Если человек в кои-то веки собирался помыться, он пользовался ведром. Люди

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15