с чистой преданностью есть, но оно непрочное.
«Бхакти-деви является вдохновляющим фактором для любой деятельности, способствующей преданию Верховному Господу. Подобно философскому камню, Бхакти-деви постепенно превращает железо материального чувственного восприятия в золото духовного понимания».
«Трилогия бхакти», /4
Как прикосновение философского камня превращает обыкновенный металл в золото, так и присутствие бхакти одухотворяет йогу, гьяну и карму, пусть и не полностью. Но когда любовь и преданность становятся их сутью, они превращаются в шуд- дха-бхакти.
«Росток преданности выпускает два свежих листочка, которые представляют садхана-бхакти, или регулируемое преданное служение. Первый из них называется клешагни (уничтожающий страдания), и второй - шубхада (награждающий благими качествами). Мягкая внутренняя сердцевина этих листков олицетворяет стремление к любви и общению с Господом и Его вечными спутниками. Когда эта мечта сбывается, и отношения устанавливаются, преданный чувствует, что принадлежит Господу и Его окружению. Такое возвышенное состояние называют рага-бхакти, или спонтанной любовью».
«Трилогия бхакти», /4
К подобной преданности приводит лаулья, или большое желание восстановить своё изначальное сознание. Бхакти-деви видит сердце преданного и награждает его желание в соответствии со степенью его веры и решимости. Каждый получает в духовной жизни то, что заслужил.
Преданный Господа готов пробудить бхакти в нашем сердце, но когда это реально произойдёт - во многом зависит от нас, от нашего желания и стремления общаться с бхактами. Поэтому приход Бхакти-деви во многом обусловлен нашими намерениями и стараниями, хотя и милость стоит не на последнем месте.
Соблюдение правил и обрядов образует поле деятельности. Приток бхакти открывается, пробуждённый носителем бхакти, но сама она не имеет причины, и заслужить её невозможно. Но, как мы уже говорили, милость и усилия равно важны.
Причины страданий
В этом разделе автор выявляет причины страданий, беспокойств и проблем, а также раскрывает способы избавления от них. Зная врага, можно победить его или обойти.
Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, что в затруднительные ситуации мы попадаем из-за определённых состояний сознания. Он предлагает каждому попробовать разобраться, в чём корень его бед, и соответственно определить, как и над чем следует работать.
Единственное, о чём стоит сожалеть преданному, убеждает автор, так это о том, что другие страдают, позабыв про Кришну.
Если и горевать, так из-за того, что собственное служение Кришне не становится лучше. Других причин сокрушаться и переживать нет.
Все остальные мучения лишние, а причины их следующие.
1. Недостаток истинного знания
Первопричина страданий - в неведении и забвении. От бед избавляют понимание истин и мудрость - противоположность невежества. Вишванатха Чакраварти говорит, что в сердце не остаётся места для бхакти, когда человеком завладевают отчаяние и безысходность. Они и прочая майя вызваны недоверием к Господу и тем, что мы забываем о Его верховном могуществе. Бхакти-деви одаривает человека твёрдой верой, энтузиазмом и решимостью.
2. Ложное эго
Вторая причина - в аханкаре, ложном эго.
На обложке журнала «Обратно к Богу» есть фраза: «Бог - это свет, невежество - тьма. Там, где есть Бог, невежеству места нет». С восходом солнца тьма рассеивается. Так и с первыми лучами знания рассеивается тьма невежества, затмевающая наше сознание. Откинув пелену неведения и забвения, мы остановим свои страдания, а отринув ложное эго, обретём своё подлинное, божественное «я».
Если приходят апатия и горе, нужно заглянуть вглубь себя и спросить: «Может, чувство безысходности вызвано невежеством, а я слишком цепляюсь за иллюзии, мешая уму и разуму увидеть вещи в их истинном свете? Не отсутствие ли духовного видения причина моего горя?»
Большая часть ложного эго сосредоточена на эгоцентризме, самовлюблённости. Чем больше мы думаем о себе, тем больше подбрасываем дров в огонь ложного эго. Гордость лишает нас способности действовать, поскольку мы не находим занятия, до которого могли бы «унизиться». От безделия накатывает хандра, и наш энтузиазм сгорает в ней дотла вместе с былыми заслугами в преданном служении.
Да, у каждого есть свои уникальные способности и наклонности. Они реальны, поскольку душа деятельна и всегда ищет самовыражения. Сейчас, однако, из-за того, что ум и чувства верховодят разумом и эго, возникает масса проблем. До тех пор, пока мы привязаны к своим планам, хоть мы и пытаемся связывать их с Кришной, эго будет то и дело сбивать нас с толку и заставлять разочаровываться и страдать.
Нужно ускорить возвращение к своему божественному эго, поскольку мы - скорее духовные существа, переживающие материальный опыт, нежели материальные сущности, пытающиеся обрести опыт духовный.
Всё, что имеет отношение к мишре, смешанной бхакти, приносит боль и разочарование. Мы не хотим жить в страхе и секунды, не говоря о месяцах, годах или даже жизни. Но, к несчастью, нас то и дело терзают тревоги, гнев, печаль и депрессии. Порой наш ум пытается стать нашим врагом, высовывается его тёмная сторона, и он, словно чудище из глубокой пещеры, начинает говорить: «Ух, как я зол! Не смотрите на меня! Молчите. Я
- жертва. Не улыбайтесь мне. Плачьте со мной. Плачьте больше меня, чтобы я не чувствовал себя таким несчастным. Может, когда я увижу, что вам тоже не слишком повезло в жизни, мне станет легче». Такие мысли столь навязчивы, что иногда люди даже объединяются в клубы «жалобщиков». Они ищут других «жертв» и вместе устраивают «слёзные вечеринки скорби». Как приятно купаться в жалости