Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 21 ------

Бхакти Викаша Свами - киртан - Страница 21

Например, певец поет "Харе Кришна", растягивая слоги все больше и больше, вверх и вниз, так что маха-мантра почти теряется в демонстрациях гибкости его голоса.

"Харееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее...

еееееееееееееееееееееееееииииииии.....еееееееееееиииииииииииии........

Хааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа

...ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааарррррреееееееееееееееее

ееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееееее"

Подобные искажения святого имени очень ценятся в Бенгалии, но Шрила Прабхупада называл это "завываниями" и всегда останавливал бенгальских преданных в Майапуре ИССКОН, когда бы они ни пытались делать так.

Преданные, лишенные музыкального слуха, могут по-настоящему причинять беспокойство в киртане, особенно если не осознают отсутствия у себя этой способности. Они могут с энтузиазмом петь или играть на инструментах громко или не вовремя, не догадываясь, насколько они портят киртан. Таких преданных следует останавливать и поправлять. Если они не могут исправиться, инструменты у них следует забрать.

Некоторые преданные вступают не вовремя, т.е. начинают петь не с того такта, нарушая таким образом ритм. Таких преданных также следует поправлять. Либо, если они не могут исправиться, нужно попросить их петь тихо, чтобы они не испортили киртан для всех остальных. (То же относится к преданным, которые не могут петь чисто).

Однако, не следует лишать энтузиазма преданных с недостатком музыкального слуха. Они все равно должны участвовать в киртанах, но сдержанно, чтобы не причинять беспокойств. До тех пор, пока у них не наблюдается заметных улучшений, им не следует позволять вести киртаны.

Может быть много настроений в киртане: медленно, серьезно и сладко, ярко и энергично, или даже по-трансцендентному задорно. В Чаитанйа-Чаритамрите (Мадхйа 25.4) отмечается, что забавное пение Харе Кришна преданным по имени Парамананда Киртанийа, заставляло Господа Чаитанйу смеяться! В каком бы настроении мы ни пели, основной дух киртана – это собраться вместе, чтобы прославить Кришну.

Ведение киртана

Ведение киртана – важное служение. Хороший ведущий киртана может улучшить атмосферу в храме, помочь поддерживать вдохновение и энтузиазм преданных, привлекать новичков к участию в санкиртане. Секрет к ведению вдохновенных киртанов кроется в горячем желании прославить Кришну, которое и есть суть и сам смысл киртана. Такой энтузиазм является признаком духовного продвижения и развивается в том, кто серьезно посвящает свою жизнь Кришне, следуя правилам и предписаниям преданного служения. Энтузиазм, рожденный в гуне страсти, также может способствовать оживлению киртана, но это не будет давать того же очищающего эффекта, как воспевание, рожденное настоящим прогрессом.

Поэтому Шрила Прабхупада подчеркивал, что, насколько возможно, воспевание нужно слушать из уст чистых преданных Господа. Киртан может быть живым, сладким и музыкально выверенным, но при этом духовно пустым, если его не поют преданные, которые сознательно вручили себя Кришне. Следовательно, в первую очередь предпочтение в ведении киртана следует отдавать продвинутым преданным, а затем уже остальным из тех, кто умеет вести.

Наряду с энтузиазмом и духовной продвинутостью, еще одно хорошее качество для ведения киртана – это иметь сильный, чистый голос. Также, ведущему киртана нужно иметь чувство раги (мелодии), тала (ритма) и лайа (темпа). Это не значит, что он должен изучать музыку, но ему следует иметь какие-то базовые музыкальные навыки – он не вправе быть неуверенным в мелодии, которую он поет, смешивать разные мотивы, ломать ритм, вступая не вовремя, или не быть способным правильно положить на мелодию слова. Тем, кто лишен таких простых музыкальных навыков, не рекомендуется вести киртаны.

Ведущий киртана также должен знать слова песни, которую он поет, и как правильно произносятся слова. Он должен знать правильную последовательность строк в этой песне. Иногда преданные поют первую половину стиха, а затем вторую половину от другого, пропускают стихи, или поют их не в том порядке. Те, кто не уверен, могут попросить кого-то подержать для них песенник, но в действительности ведущий киртана должен знать песни, которые он поет. Если преданный, ведущий киртан, все же спел какую-то строку или стих не вовремя, остальные преданные не должны повторять его ошибку, а петь правильную строку или стих.

Все участники должны следовать за ведущим киртана и не пытаться замещать его.

Прабхупада присутствовал во время киртана, который вел его ученик в бруклинском храме. Игрок на мриданге как раз разучивал сложные ритмы, и пытался продемонстрировать в том киртане свои достижения в скорости и замысловатости ритмов. Но Прабхупада остановил музыку и сказал ударнику, что он должен следовать за ведущим. Тогда он начал киртан снова, но все повторилось опять, и снова Прабхупада остановил киртан и попросил барабанщика следовать за ведущим.

Те, кто подпевает, не должны пытаться менять мелодию или темп независимо от ведущего. Некоторые преданные, сознательно или нет, играют на инструментах быстро и громко и так разгоняют киртан, который они не ведут.

Однако, если ведущий киртана поет неправильные слова, неправильную мелодию, или в недопустимой манере, его следует поправлять. Если то, что он делает, совсем уж никуда не годится, кто-то из тех, кто старше него, могут подменить его. Однако, поскольку основной принцип киртана – в следовании за ведущим, лучше, чтобы так поступали только обладающие достаточными навыками в ведении киртана.

Иногда преданный, которые ведет киртан, может попросить одного или нескольких преданных петь вместе с ним. Это обычно происходит, когда большой киртан проводится без усилителей.

В больших храмах, где много преданных, способных и желающих вести киртан, можно организовать дежурства, чтобы все имели возможность поучаствовать. Это также удобно для

Навигация:

Страница 23
Страница 22
-- Страница 21 --
Страница 20
Страница 19