Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 22 ------

Бхакти Викаша Свами - киртан - Страница 22

недопускания тех преданных, кто увлекается сомнительными стилями. В случае приезда какого-то старшего преданного, список дежурств может быть сдвинут, чтобы дать ему возможность вести киртаны. В храмах без такой системы дежурств в первую очередь самый старший из преданных должен получать возможность вести киртан.

Если более старшие не хотят вести, они должны сказать об этом другим. И после того, как прозвучала раковина и преданные предложили поклоны, кто-то должен начинать – а не так, что все ждут, когда начнет кто-нибудь еще. В таких ситуациях кто-то – кто угодно – должен начинать киртан, поскольку не следует заставлять Божества ждать.

Иногда происходит обратное. Один преданный торопливо предлагает поклоны, или даже не кланяется вообще, а просто подскакивает и начинает петь, чтобы гарантированно вести киртан. Таким людям следует знать, что они не смогут удовлетворить Кришну ведением киртана, не предложив вначале поклоны Ему должным образом. Такие "киртанские свиньи" обычно вдохновляются только теми киртанами, которые ведут сами. Их ведение киртана – ради наслаждения чувств, а не ради служения. Они хотят выставить себя в центре, вместо Кришны. Их голос может быть сладок, но сердце – нет.

В некоторых киртанах все внимание сосредоточено на солисте. Божества, ради которых киртан и затевается, кажутся почти забытыми. По-настоящему преданный ведущий киртана направляет внимание на Божества и святое имя, а не на себя.

Нужно давать всем преданным возможность повести киртан, хотя бы время от времени, чтобы поощрить в них стремление развиваться в этом важном виде служения. Как упоминалось выше, Шрила Прабхупада потратил больше недели, тренируя преданных в киртане, прежде чем отправлять их в Лондон. Следуя примеру Шрилы Прабхупады, мы должны взять на себя заботу об обучении преданных в этом самом центральном из всех занятий в сознании Кришны. Это означает не только, что все преданные должны поощряться в ведении киртана, но также если у кого-то есть трудности в освоении каких-то аспектов этого служения, самый осведомленный преданный должен помочь ему. Даже менее компетентным можно давать шанс, поскольку практика приводит к совершенству. Но те, кто неизлечимо музыкально глух, должны просто присоединяться к киртану и не пытаться вести его.

И все же, для большинства преданных вести киртан – не такая уж сложная задача.

Не требуется никаких искусственных музыкальных знаний или умения танцевать. Движимые своим собственным экстазом, вы будете танцевать, вы будете петь. Вам не требуется учиться. Как, например, наша игра на мриданге. Никто не ходил к опытному игроку на мриданге, чтобы научиться этому. Все, что я играю, пою, я никогда не обучался этому у какого-то учителя. Но благодаря практике, пение, оно может быть мелодичным, оно может быть хорошим или нет. Это не имеет значения. Нас это не заботит, привлекательно это для людей или нет. Оно привлечет их, в этом нет сомнения. Но нам нет необходимости отвлекать наше внимание на эти вещи. Просто благодаря тому, что есть прославление Господа, это будет приятным. (Лекция по ШБ, 10 июня 1969 г., Нью-Йорк)

Однако, вести киртан хорошо – это искусство. Хороший ведущий киртана сам ощущает вкус нектара святого имени и помогает другим также насладиться им. Он не просто стоит с закрытыми глазами. Он взаиодействует с другими преданными и вдохновляет их танцевать и петь с энтузиазмом.

Приемы ведения киртана

Ниже приводятся некоторые приемы, используемые ведущими киртана, чтобы подбодрить преданных:

(1) Внезапно менять темп с медленного на быстрый.

(2) Ведущий начинает петь начало маха-мантры, пока остальные преданные еще допевают мантру. Одновременно ведущий меняет темп. Это имеет возбуждающий эффект, но все же не очень хорошо. В пение маха-мантры не следует вмешиваться просто ради какого-то музыкального эффекта.

(3) Внезапно останавливать быстрый киртан, а затем снова начинать в быстром темпе.

(4) В быстром киртане остановить пение на несколько секунд, чтобы все инструменты были слышны, а затем снова начать петь. Этот прием часто сочетают с изменением темпа, как упоминалось выше (2).

(5) В стабильном или быстром киртане постепенно или внезапно останавливать инструменты, чтобы были слышны только голоса, или снизить громкость инструментов и пения до очень тихого. Это может продолжаться даже несколько минут, в сопровождении танцев. Затем, по указанию ведущего, интрументы внезапно снова начинают играть громко и сильно.

Хотя и не будучи традиционными, такие приемы могут подбавить в киртан остроты. Однако, если пользоваться ими слишком часто, они утрачивают свою зажигательность.

Насколько громким должен быть киртан?

Киртаны Господа Чаитанйи всегда были необычайно громкими. В играх Господа Чаитанйи описывается, что "Когда раздавались громкие вибрации санкиртаны, вся благая удача немедленно пробуждалась, и этот звук пронизывал всю вселенную, по всем четырнадцати планетарным системам." (ЧЧ Мадхйа 11.217)

Шрила Прабхупада советовал, чтобы воспевание проводилось очень громко. Однако, громкость также может иметь вредные последствия. Зачастую, регулярное восприятие громких звуков постепенно приводит к глухоте. Это реальная опасность, поскольку большинство киртанов в ИСККОН с медицинской точки зрения слишком громкие.

Более того, если звучание инструментов забивает голоса, теряется сама цель киртана – слушать и воспевать святые имена Кришны. Некоторые так называемые киртаны – это просто "бум-бум-бум-бум-бум". В таких случаях голоса либо почти, либо совсем не слышны. В подобных так называемых киртанах многие преданные

Навигация:

Страница 24
Страница 23
-- Страница 22 --
Страница 21
Страница 20