Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 23 ------

Бхакти Викаша Свами - киртан - Страница 23

прыгают, танцуют, лупят по чем попало и вопят, но совсем не поют! Эти акробатические представления, возможно, хорошо помогают выпустить пар, но не могут быть названы киртаном – прославлением Бога. Страсть – не экстаз. Шрила Прабхупада сказал: "Барабан не должен быть громче голоса."

Не всегда есть необходимость в звуковых усилителях.

На протяжении больше месяца Прабхупаде приходилось ежедневно просить, чтобы преданные не использовали микрофон для киртана: "Они думают, что их голоса становятся слаще благодаря ему. В действительности, они звучат в точности как ракшасы."

Сторонники сверхгромких киртанов могут цитировать, что в группах киртана Господа Чаитанйи во время Ратха-йатры восемь человек играли на мридангах, а тридцать два – на караталах. Однако бенгальские киртаны обычно поются на высоких нотах, которые можно слышать даже сквозь звон множества каратал. Более того, бенгальские киртаны в основном поются в сопровождении довольно маленьких каратал (диаметр около 6 см), которые добавляют сладкий перезвон к пению, вместо того, чтобы полностью заглушать его. Еще одно соображение, это что по традиции бенгальский киртан обычно проводится не в помещении, а на улице или в открытом павильоне, так что даже если используются громкие ударные инструменты, их громкость не увеличивается благодаря отражению звука от стен помещения.

Большие караталы лучше подходят для уличных киртанов, чем для тех, что проводятся в помещении, где звук отражается от стен и усиливается. Лидерам ИСККОН рекомендуется покупать маленькие караталы для использования у себя в храмах. Это повысит качество киртанов и защитит барабанные перепонки преданных. При покупке каратал каждая пара должна проверяться отдельно. Они должны звучать звонко и сладко, а не глухо клацать.

Что мы поем?

Поскольку мы приняли решение петь определенные песни и мантры каждый день нашей жизни, есть смысл выучить их значение! Шрила Прабхупада сказал: "Нет нужды понимать язык, чтобы петь эту маха-мантру." (Комментарий на Маха-мантру) Однако, он никогда не говорил, что нет нужды понимать язык других молитв, которые мы поем.

А выучив перевод, нам нужно сознательно настроить свой ум и медитировать на смысл того, что мы поем. Иначе наше воспевание превратится в ритуал.

Ты не можешь понять смысл этих индийских песен, а просто петь эти песни, как попугай, бесполезно. (Письмо к Дамодаре Пандиту, 17 июля 1976 г.)

Осознавать смысл гораздо важнее, чем повторять, подобно попугаю. (ШБ 1.4.13, комментарий)

Музыкальные инструменты

Хорошая игра на мриданге может по-настоящему оживить киртан. А звук двух или более мриданг, на которых играют опытные музыканты, удивительно радует сердце и ум. Бхактивинода Тхакура поет: мриданга вадйа, шуните мана/ абасара сада йаче – "я всегда хочу слышать звуки мриданги". Шрила Прабхупада также советовал своим ученикам проводить концерты мриданги. (Письмо к Дваракеше, 29 сентября 1976 г.)

Умелая игра на мриданге – это искусство и наука, включающая не только изучение различных ритмов, но и знание, когда их использовать, в соответствии с темпом, задаваемым ведущим киртана. Например, увеличение темпа требует более сильных ритмов, особенно на мужской (большой) стороне барабана. Неопытные игроки иногда увлекаются трелями на женской (малой) стороне, в то время, когда требуется больше ударов на мужской стороне.

Хорошо, если некоторые преданные приобретают опыт, но для наших каждодневных киртанов достаточно простого ритма. Неплохо было бы в киртане давать играть на мриданге более опытным музыкантам. Преданным, у которых недостает опыта в игре на мриданге и караталах, не следует пытаться играть сложные ритмы. Те, кто учится играть на мриданге, следует делать это в такое время и в таком месте, чтобы не беспокоить Божества и преданных.

Тем, кто играет на мриданге, также следует петь. Некоторые игроки сосредотачивают все свое внимание на поддержании сложного ритма и таким образом пренебрегают пением. Но лучше, если они играют ритмы попроще и при этом поют.

Нужно предоставлять игроку на мриданге достаточно места для свободного движения его рук.

После ведущего киртана, игрок на мриданге – основной лидер киртана. Все игроки на караталах должны следовать за ним. Следует играть на мриданге и караталах вместе, гармонично, чтобы улучшить трансцендентную звуковую вибрацию святых имен. Караталы должны сладко звенеть, как ножные колокольчики гопи, особенно в медленном темпе. Они не должны греметь, как крышки от мусорных баков.

К караталам должна крепиться достаточно широкая лента (по крайней мере 1,5 см), чтобы она не резала пальцы, и она также должна быть достаточно длинной (хотя бы 20 см), чтобы пальцы можно было обернуть ею несколько раз, для надежного хвата. Эта лента всегда должна быть чистой, поэтому время от времени ее нужно стирать или менять. Идеальный вариант – цветные тканые ленты, они привлекательны на вид, достаточно тонки, чтобы легко продеваться в отверстия каратал, и вполне прочны. Каждая каратала должна нанизываться на отдельную ленту. Если двое каратал соединены одной лентой, это препятствует свободному движению рук.

Для игры на караталах Шрила Прабхупада давал и сам же обычно играл простой ритм 1-2-3, хотя он в действительности иногда играл немного более сложный ритм. Бенгальские киртанийи знают, как отбивать всевозможные удивительные коленца простой парой каратал, но для наших повседневных киртанов ритма 1-2-3 вполне достаточно.

Иногда в киртане никто не берется за мридангу и караталы, кроме ведущего. Это не правильно. Лучше всего,

Навигация:

Страница 25
Страница 24
-- Страница 23 --
Страница 22
Страница 21