Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 25 ------

Бхакти Викаша Свами - киртан - Страница 25

гонгов толстые бронзовые дают наилучшее звучание: сладкое и звонкое, как колокол. В храмовый колокол также можно звонить в такт киртану. Гонги, джхаджи и колокола – это все громкие инструменты, и на них следует играть с осторожностью, чтобы не заглушить голоса, как это описывалось выше.

Шрила Прабхупада также упоминал, что "Звуки раковин и рожков очень хороши [в киртанах]." (Письмо к Хамсадуте, Химавати, 3 марта 1968 г.)

Забота об инструментах

Бенгальские Ваишнавы почитают свои инструменты, как часть атрибутов поклонения Господу. Перед началом формального киртана они проводят поклонение им с цветами, сандаловой пастой и молитвами – или по крайней мере почтительно прикасаются к ним головой. Профессиональный бенгальский игрок на мриданге выбирает хороший инструмент, затем ухаживает за ним и использует многие годы. Даже постоянно путешествуя в суровых условиях, он заботится о том, чтобы его кхол (другое название мриданги) не разбился. Он не может себе позволить разбивать и покупать барабаны по собственной прихоти.

Гулкий удар на хорошей мриданге добавляет киртану жизни, так что в каждом храме должна быть хотя бы одна хорошая мриданга. Шрила Прабхупада говорил, что у нас должны быть качественные мриданги, и что они всегда должны быть зачелены для лучшей защиты. (см. Комнатная беседа, 4 ноября 1976 г., Вриндаван, и Лиламрита III, стр. 63) Каждую мридангу следует покупать с чехлом, который всегда должен оставаться на барабане. Глиняные мриданги хрупки, и с ними нужно обходиться бережно. Их следует носить правильно (см. диаграмму), и делать это должны добросовестные преданные. Шрила Прабхупада обсуждал вопросы ухода за мридангами в Комнатной беседе, 4 ноября 1976 г., Вриндаван.

Если большая ("пуруша") сторона мриданги становится ослабленной и дряблой, ее тон можно восстановить ударами. Предпочтительней ударов ободом мриданги по полу для оживления ее тона – это бить по ней специально сделанным для этого молотком, или об стену. Температурное воздействие также может помочь, но с этим нужно быть осторожней, поскольку излишнее нагревание приведет к разрывам кожи барабана. Безопасней медленно нагревать мембрану мриданги на солнце или возле отопительной батареи, чем подвергать воздействию открытого пламени.

Если покупается высококачественная дорогая мриданга, лучше всего, если заботятся и играют на ней только опытные преданные. Для общего пользования (по крайней мере, за пределами Индии, где глиняные мриданги не так легкодоступны) лучше всего использовать пластиковые или другие небьющиеся мриданги. Хотя они не звучат так же хорошо, как качественная, хорошо настроенная глиняная мриданга, они более-менее стойки к воздействию человеческого фактора.

После киртана инструменты должны не бросаться где попало, а аккуратно складываться в отведенное для них место. Лучше всего не ложить их прямо на пол. Мриданга, поставленная вниз мембраной на холодный пол, теряет свой тон. Можно устроить все так, чтобы мриданги вешались на стену храмовой комнаты, или устанавливались в специальные стойки (см. диаграммы).

После использования физгармонии нужно закрыть меха на защелку и слегка нажать на клавиши, чтобы выпустить воздух. Если этого не делать, давление оставшегося внутри воздуха создаст напряжение и, в конце концов, приведет к тому, что воздушный мешок лопнет.

Забота о голосе

Пение слишком высоко или слишком громко может привести к перенапряжению связок. В этом случае им нужно дать отдых. Форсирование переутомленных связок может привести к необратимым повреждениям, что уже случилось с несколькими преданными нашего движения.

Как в индийской, так и в западной музыкальной традиции, певцов учат не напрягать свой голосовой аппарат. Обученный певец может ежедневно петь часами, даже в старости. Обученный певец также знает, когда давать отдых своим связкам. К несчастью, хотя у нас движение воспевания, большинство наших преданных не имеют представления об этих вещах.

Если голос преданного нуждается в отдыхе, он тоже может присутствовать на киртане, но ему следует петь очень тихо или не петь вообще. Хороших ведущих часто побуждают вести киртан, даже если их голосу нужен отдых. Но им следует воздерживаться от этого.

Долгие киртаны

Долгие киртаны замечательно помогают преданным глубоко погрузиться в святые имена. Когда Господь Чаитанйа жил в Пури, Он каждый вечер проводил киртаны, которые длились не менее четырех часов. А в Майапуре, в течение одного года, Он проводил киртаны по ночам.

Следуя примеру Господа Чаитанйи, некоторые преданные любят организовывать киртаны на всю ночь. Однако это неизбежно сопровождается пропуском утренней программы. Лучше следовать стандартной программе слушания и воспевания, данной нам Шрилой Прабхупадой, чем вводить что-то взамен нее. Долгие киртаны могут проводиться в течение дня, чтобы не лишать участников способности участвовать в утренней программе, которую Шрила Прабхупада хотел, чтобы его последователи посещали каждый день.

Долгие киртаны несомненно замечательны, но лучше их планировать заранее, поскольку у преданных есть различные обязанности, и следует придерживаться распорядка храма. Например, ведущий киртана может быть склонен спонтанно удлиннять киртан после гуру-пуджи за счет времени, отведенного для лекции, не принимая в расчет необходимости для преданных послушать лекцию или преданного, который готовился к лекции.

Шрила Прабхупада ввел непрерывное воспевание – постоянные 24-часовые киртаны – в своих храмах в Майапуре и Вриндаване. Иногда и в других центрах в течение нескольких дней также проводятся непрерывные киртаны, особенно если преданные хотят воззвать к защите Верховного Господа от возникшей определенной угрозы или

Навигация:

Страница 27
Страница 26
-- Страница 25 --
Страница 24
Страница 23