Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 19 ------

Бхакти Викаша Свами - киртан - Страница 19

11 июня 1968 г.)

Шрила Прабхупада учил стилю киртана, который был мелодичен и привлекателен, но при этом прост и легок для повторения. Еще в 1968 году Шрила Прабхупада писал об обучении группы киртана для сценического исполнения. Письма этого периода показывают, что Шрила Прабхупада предпочитал киртан, приятный с музыкальной точки зрения, и, самое главное, привлекательный своей преданностью. "Шрила Прабхупада Лиламрита" описывает, как Шрила Прабхупада тщательно готовил преданных, которых он отправлял в Лондон.

Прабхупада попросил эти три супружеские пары остаться с ним в Монреале на одну-две недели, чтобы он мог обучить их качественному исполнению киртана. Пение Харе Кришна было не театральным представлением, а демонстрацией преданности, правильно исполняемой только чистыми преданными, а не профессиональными музыкантами. Однако, если бы ученики Прабхупады стали искусными певцами, лондонцы смогли бы лучше оценить сознание Кришны. В каждодневных репетициях киртана Прабхупада учил преданных петь Харе Кришна и другие ваишнавские песни, начиная с медленного темпа и постепенно ускоряясь.

Вот как Реватинандана дас описывает лекцию Шрилы Прабхупады о киртане.

Он сказал, что хороший киртан длится 30-40 минут и все первые 30 минут киртан поется медленно, а затем он ускоряется до кульминации в течение последних 10 минут. Ему нравились медленные киртаны. Также на публичных программах, везде, где были гости, он почти всегда пел (поет стандартный мотив Харе Кришна) или какие-то столь же простые мелодии, медленно и только понемногу ускоряя. Он не любил аккорды, и ему не нравилось использование мелодических инструментов во время киртана, поскольку мелодии инструментов отвлекали бы от слушания мантры; хотя ему нравился ритм. Шрила Прабхупада говорил, что физгармонии и другие мелодические инструменты не предназначены для киртана, поскольку слух будет следовать за музыкой и отвлекаться от святых имен. Ритмические инструменты годятся, сказал он, поскольку они усиливают склонность танцевать, а танцы в свою очередь пробуждают преданность.

В соответствии с духом этих наставлений, есть несколько моментов относительно музыки, о которых преданные вообще, и ведущие киртана в частности, должны быть осведомлены. Киртан, исполняемый с учетом этих указаний улучшит течение бхакти к Кришне. И наоборот, если киртан исполняется без энтузиазма, как развлечение, или если он неприятен музыкально из-за того, что у преданных нет слуха (то есть они не способны следовать мелодии или ритму), то эффект порождения преданности будет слабым.

В общем, киртаны должны начинаться медленно и плавно развиваться. Ведущий не должен пускать киртан на самотек. Хороший ведущий киртана знает, как начать киртан в медленном или умеренном темпе и постепенно наращивать его до стабильной или слегка увеличивающейся скорости. Или, он может начать на какой-то стабильной скорости и держаться ее. Киртан, поддерживаемый на стабильной скорости может продолжаться долгое время без перерыва. Стабильный темп подходит для гарциозных танцев и не очень быстро истощает энергию преданных. Сатсварупа дас Госвами отмечает:

Обычно Шрила Прабхупада не разгонял киртан до бешеного темпа, чтобы затем остановиться и начать с начала. Он постепенно наращивал темп до стабильного, умеренно-медленного ритма. Это давало возможность войти в киртан и медитировать на воспевание. Мелодия была простой, и он не менял ее. (Медитации на Прабхупаду III, стр. 10-11)

Тем не менее, сейчас киртан по принципу "медленно-быстро-остановка-возобновление" общепринят в ИСККОН. Быстрый киртан обычно невозможно продолжать долго, поскольку преданные, которые играют на мридангах или танцуют, быстро устают. Также, хотя быстрый киртан может быть возбуждающим и захватывающим, по прошествии нескольких минут он уже не звучит столь же приятно, как киртан на стабильной скорости. Так что, когда достигается высокий темп, он доводится до кульминации довольно скоро. Затем киртан начинается с начала, медленно. Этот процесс наращивания киртанов от медленного к быстрому, чтобы затем снова начать медленно, должен происходить постепенно, как это описывает Шрила Прабхупада: "В Бенгалии у нас есть стиль киртана, когда мы медленно наращиваем его, пока он не становится очень быстрым, и затем они останавливаются и начинают с начала и снова медленно." Дживананда Много раз останавливаться и начинать с начала – это не очень хорошо звучит. Еще один прием – это когда, прежде чем темп киртана выйдет из-под контроля, ведущий меняет ритм и темп с быстрого назад на стабильный.

Обычно скорость и громкость взаимосвязаны. По мере нарастания темпа, громкость также увеличивается. Действует правило – следовать за ведущим. Инструменты должны звучать тихо, когда ведущий поет тихо, и постепенно усиливать звук по мере нарастания темпа.

Некоторые преданные отождествляют "хороший киртан" с "громким, быстрым, бешеным киртаном". Они знают только две скорости: быстро и очень быстро. Конечно, мы хотим, чтобы киртаны были захватывающими – но не просто страстными. Киртан не обязан быть, и не должен всегда быть быстрым, громким и тяжелым. Медленные киртаны, с концентрацией исключительно на святые имена, обладают своей особой привлекательностью, которая особенно способствует вхождению в глубокую медитацию на имена. К несчастью, такие киртаны мало известны в нашем обществе.

Иногда киртаны разгоняются до такой степени, что становится невозможно произносить святые имена. Вся цель киртана, целиком – прославление имен Бога – теряется в неистовстве грохота и треска. Но киртан – это не мирская деятельность, предназначенная для нашего развлечения или избавления нас от

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17