Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Бхакти Викаша Свами - киртан - Страница 18

воспевание. (Лекция по Бг, 23 ноября 1972 г., Хайдарабад)

Это очень хорошая новость, что Киртан и все остальное продолжается должным образом; это наша жизнь и душа. И это поможет нам развиваться. (Письмо к Мукунде, 9 апреля 1968 г.)

В первые годы нашего движения основным занятием для большинства преданных было просто выходить на улицы на целый день воспевать Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Также в "ранние дни" Шрила Прабхупада проводил киртаны после утренней лекции. Позже, по мере расширения нашего движения, были введены многи другие виды служения. Большинство преданных теперь присоединяются к киртанам во время установленных программ в храме. Однако преданным следует стремиться совершать как можно больше киртана.

В большинстве храмов ИСККОН есть арати сразу после утреннего класса Бхагаватам, так что было бы неплохо, если бы преданные присутствовали на нем и пели киртан перед завтраком. Другая приятнейшая практика – "убаюкивать Божества" во время последнего арати в конце дня (шайана-арати). Там, где установлены Божества Радха-Кришны, наиболее подходящим и приятным будет тихое, неторопливое исполнение "Джайа Радхе Джайа Кришна Джайа Вриндаван". Также хорошо, если преданные свободны, петь во время полуденного и дневного арати.

Даже когда преданные путешествуют или находятся в других условиях, когда они не в состояни поддерживать регулярную программу киртана, им не следует пренебрегать практикой ежедневных киртанов. Особенно важно, чтобы преданные повторяли Гурваштаку каждое утро, пусть даже тихонько, про себя.

Путешествуя вместе на машине или в поезде – где бы ни возникла такая возможность – преданные могут устроить киртан. Это хорошая привычка, ее стоит развивать. В действительности, не может быть и речи о том, чтобы совершать "достаточно киртана". Его не может быть достаточно для нас. Идея тут в том, что мы не должны ограничивать себя проведением киртанов только в рамках храмового расписания. Нам следует всегда стремиться к большему.

Пение и танцы освобождают от всего материального бремени. (Письмо к Хамсадуты, 23 марта 1969 г.)

Музыкальный стиль: настроение, скорость, ритм и звук

Киртан – это молитва, положенная на музыку. Однако, назначение этой музыки не только в том, чтобы быть фоном для воспевания. Вишванатха Чакраварти Тхакур пишет в своей Мадхурйа Кадамбини (5), что люди, нечистые сердцем, испытывают наслаждение от киртана только если он приятен для слуха и качественно исполнен. На фестивале в Майапуре 1977 года некоторые преданные организовали "конкурс киртана". Группы как местных бенгальских киртанийев, так и преданных ИСККОН из центров по всему миру по очереди делали короткие выступления, включающие пение и танцы. Идея была в том, чтобы вдохновить на участие в киртанах, и это было принято с энтузиазмом. Однако, Шрила Прабхупада дал понять, что ему это не понравилось, и это был последний проведенный в Майапуре конкурс киртана.

В чистоте – сила хорошего киртана. Музыкальная аранжировка вторична. Однако, важно, чтобы музыка была хорошей, поскольку Кришне это нравится, и это природа души – наслаждаться.

А еще музыка может помочь возвысить сознание, когда она правильно исполняется. Поэтому наши предыдущие ачарйи основательно развили науку о музыке для улучшения эффекта от киртана. Однако если мы придаем больше значения музыке, чем смыслу песни, мы снова упускаем самое главное.

Другой музыкальный инструмент, если он играет, его внимание сосредотачивается на этом инструменте, а не на воспевании. "Нам нужно следить за мелодией, правильно ли она играется." Но это не хорошо. Мы должны концентрироваться на слушании Харе Кришна. Именно это – бхакти. (Комнатная беседа, 26 декабря 1976 г., Бомбей)

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур однажды написал, что "Приятная мелодия, время, ритм сами по себе не составляют Хари-киртан Гаудийа Матха; они есть даже в звуках, издаваемых грамофоном или проститутками." (Из "Хармониста", том XXV, № 1, июнь 1927 г.)

Киртан, приятный с точки зрения музыки, может привлечь ум, но киртан, представляющий собой настоящую молитву, достигает души. Настоящий киртан может исполняться тем преданным, который убежден, что Кришна – Верховная Личность Бога, и чья песня – это отчаянная молитва о том, чтобы быть занятым в служении Ему. Убежденность звучит в голосе такого чистого преданного и побуждает Кришну появиться в форме Своего имени в сердцах участников такого киртана.

Основа воспевания – в прославлении Господа, а не в привлечении толпы. Если Кришне нравится то, что Он слышит, то Он попросит каких-нибудь искренних преданных собраться в таком месте. (Письмо к Субале, 12 ноября 1967 г.)

Преданным следует стараться петь, как Шрила Прабхупада – не механически, а с великим чувством преданности. Голос Шрилы Прабхупады – это непосредственно голокера према дхана харинама санкиртана – звук духовного мира.

Тем не менее, даже самое искреннее воспевание более привлекательно, если сопровождается хорошим музыкальным сопровождением. Лучше всего, если есть и то, и другое: искренность в сочетании с музыкальными способностями.

Пение Харе Кришна не требует никакого искусственно развитого художественного чувства, но все же, если эта церемония представлена с хорошим ритмом, то люди могут больше привлечься трансцендентной музыкой. (Письмо к Упендре, 1 июня 1968 г.)

Совершенство киртана достигается, когда музыка исполняется должным образом, а молитвенное настроение преданных подлинно.

Исполняй киртан очень ритмично и мелодично. (Письмо к Мукунде,

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16