непреданных. Молоко, которого коснулся рот змеи, приобретает свойства яда.
Далее это объясняется так:
Мирская речь не подходит для молитвы Богу. Вначале необходимо стать человеком духовно развитым, обуздавшим ум и чувства. Только тогда придут слова, достойные слуха Господа. Ссылаясь на следующий стих из «Падма-пураны», Шрила Санатана Госвами запрещает нам петь песни, не одобренные сведущими и уважаемыми преданными:
аваишнава-мукходгирнам
путам хари-катхамритам
шраванам наива картавйам
сарпоччхиштам йатха пайах
Чистые преданные не признают слов или молитв тех, кто нарушает принципы вайшнавского поведения, легковесно относится к принятым среди преданных правилам и ограничениям и не повторяет мантру Харе Кришна. (ШБ 6.16.33, комментарий)
Бхакисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что профессиональные исполнители бхаджанов поют "деньги, деньги", а не Харе Кришна. Может, музыкально они и притягательны, но духовно – мертвы. Коммерческий киртан – подделка, поскольку не предназначен исключительно и полностью для прославления Кришны. Его цель – в щекотания органов слуха произведенными для удовлетворения чувств звуками ради заработка.
Также, я понял, что было представление с Киртаном, которое дал Шри Пурна дас. Ты правильно отметила, мол были ли они преданными. Ты права. Эти люди – профессиональные певцы. Кришна Киртан не предназначен для того, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Кришна Киртан не предназначен для развлечения публики, ради демонстрации искусства. Это динамическое служение Господу. Поэтому мы, в общем-то, не против художественного представления Кришна Киртана, но мы хотим видеть, насколько преданный удовлетворяет Высшую Волю. (Письмо к Джадурани, 12 декабря 1967 г.)
Иногда популярных профессиональных певцов приглашают выступать на проводимых ИСККОН церемониях, чтобы привлечь побольше гостей или для сбора пожертвований. Очевидно, Шрила Прабхупада допускал подобные выступления, с некоторыми оговорками. Однако, подобные профессиональные выступления не должны проводиться перед Божествами.
Коммерческие бхаджаны однозначно нельзя проигрывать через колонки в храмах ИСККОН. Также и преданным не следует самим слушать их. Самая важная функция центров ИСККОН – распространять очищенные звуковые вибрации, а не засорять атмосферу звуками, предназначенными для дешевого развлечения.
Акхары
Акхары – это строчки, добавленные к песням ради поэтического эффекта. Они широко используются в бенгальском киртане для повторения или объяснения уже высказанных идей. Иногда они принимают форму длинных поэтических отступлений. Есть много стандартных акхаров для хорошо известных бенгальских песен. В ИСККОН получили распространение только два простых акхара: строчки гаурангера аротика шобха джага джана мана лобха и шанкха бадже гханта бадже мадхура мадхура бадже, которые поются в киртане Гаура-арати. Некоторые преданные ИСККОН, особенно из Бенгалии, поют акхары на каждую строчку песни Гаура-арати. Однако, так как Шрила Прабхупада хотел, чтобы пение Харе Кришна занимало по меньшей мере половину киртана во время арати, и поскольку он не любил нововведения, рекомендуется придерживаться формы, одобренной Шрилой Прабхупадой.
Энтузиазм в киртане
Наша единственная жизнь и душа – это Киртан. (Письмо к Киртанананде, 14 июля 1968 г.)
Пока с нашими киртанами все в порядке, нет совсем никаких трудностей. (Письмо к Райараме, 30 января 1967 г.)
Продвинутый преданный любит танцевать и петь с преданными, находящимися на одном с ним уровне сознания Кришны. (ЧЧ Ади 7.92, комментарий)
Каждый киртан должен быть событием. Киртан никогда не должен считаться рутиной – чем-то, где мы присутствуем только по обязанности. Энтузиазм для киртана очень важен. Это значит не избегать киртана, а придя – участвовать от всей души. Это оскорбление – быть невнимательным во время воспевания святых имен, и точно так же преданным следует как ментально, так и физически присутствовать в киртане. Они должны вовлекаться, внимательно воспевая и слушая святые имена – а не просто позволить своему вниманию блуждать где попало. Во время пения перед Божествами мы должны с великим почтением медитировать на святые имена как на неотличные от Них.
Чаитанйа-Чаритамрита описывает, что "пока преданные оставались в Джаганнатха Пури со Шри Чаитанйей Махапрабху, эта игра санкиртаны проводилась каждый день с великим ликованием." (ЧЧ Мадхйа 11.241)
Нет причин, почему мы не могли бы устраивать экстатические киртаны каждый день. Мы должны понимать, как удачливы мы, обретя возможность присоединиться к киртану, и какое благо мы можем получить, участвуя с энтузиазмом.
кали-кале нама-рупе кришна-аватара
нама хаите хайа сарва джагат-нистара
В век Кали воплощением Господа Кришны является святое имя Господа, маха-мантра Харе Кришна. Просто благодаря повторению святого имени человек получает возможность непосредственно общаться с Господом. Любой, кто следует этим путем, несомненно, обретет освобождение. (ЧЧ Ади 17.22)
Кришна так добр, что пришел в форме Своего имени, чтобы спасти нас. "Каждый, кто повторяет и поет мантру Харе Кришна, полностью очистит свое сердце и вырвется из круговорота рождений и смертей." (ШБ 7.6.1, комментарий)
Не перечесть все цитаты о святом имени, многие из них собраны в книгу "Шри Намамрита". Изучая эти цитаты и уча шлоки о святых именах, мы можем сохранять энтузиазм в киртане и помогать вдохновляться другим. Помимо этого важно регулярно обсуждать славу Кришна-киртана на наших лекциях, а также неформально, среди преданных.
Без увлеченности воспеванием все обсуждаемые здесь предписания и запреты касательно киртана не особенно помогут. Однако, как и в любом служении – готовке, поклонении Божествам или еще в чем-то – самого по себе энтузиазма не достаточно. Нам нужно еще и приобрести соответствующие навыки.
Сколько киртана достаточно?
Это движение сознания Кришны – это в основном