Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 35 ------

Бхакти Викаша Свами - Воспоминания о Шриле Прабхупаде - Страница 35

быть просто суровым и непреклонным, необходимо иметь сострадание и желание помочь. Пилюлю Абсолютной Истины можно под-сластить добрыми словами или дарами (немного польстить человеку, чтобы привлечь его внимание, или угостить его прасадом). Однако давать сахар и при этом не давать лекарства - значит обманывать. Можно много говорить о том, как важно быть чутким и восприимчивым в проповеди. Однако не стоит под предлогом осторожной проповеди терять дух не-примиримой борьбы с глупцами и негодяями.

Обычно мы называем их всех негодяями. Это грубое слово, но оно как нельзя лучше подходит для них. Отпетые негодяи. Нам незачем им льстить. "Так нельзя. Нужно называть их великими учеными". Мы говорим: "Вы - негодяи. Грош вам цена". Вот так. Прямо и откровенно.

По крайней мере, мы должны знать, что непреданные - глупцы и негодяи, даже если мы не говорим им этого прямо.

Если мы тоже станем восхищаться так называемыми уче-ными, политиками и философами, мы не сможем про-поведовать. Мы должны быть твердо уверены в том, что все они - негодяи. Будучи джентельменом, я веду себя с ними почтительно. Это другое дело. Но он - негодяй. Вы не должны забывать, что беседуете с отпетым него-дяем. Он не может изменить моих взглядов. Однако я могу беседовать с ним любезно, как подобает джентель-мену. Это другое дело. Это - вежливость. Но я знаю, что эти глупцы и негодяи ничего не смыслят.

Большое заблуждение полагать, что люди станут лучше принимать нашу проповедь, если мы будем избегать говорить неприятные истины. Нужно учиться искусству проповедовать благоразумно и тактично.

Мы не должны идти на компромисс в угоду обществен-ному мнению. Но мы можем преподнести истину так, что люди изменятся и станут разделять наши взгляды.

Проповедуя, будь тактичен. Не иди на компромисс, но будь любезным и приятным, чтобы твои слова приняли, а не отвергли. В этом и заключается проповедь.

Есть правила хорошего тона: когда вы сердитесь на кого-то, но не показываете этого. Вы продолжаете бесе-довать. На самом деле, эти люди - демоны, но если мы обрушим на них свой гнев и не сможем их убедить, наша проповедь будет несовершенной. По существу, мы разгневаны на них. Но если проповедник будет просто злиться, он не сможет проповедовать. Возьмем, к при-меру, политиков. Когда они недовольны своими оппо-нентами, они иногда прибегают к дипломатии и не по-казывают свое недовольство. Подобным образом, про-поведуя, прежде всего постарайтесь убедить человека. "Вы считаете себя Богом? А что вы подразумеваете под этим словом? Что вы имеете в виду, называя себя Богом?"

Шрила Прабхупада так разрешил противоречие, вызванное дихотомией прямоты и такта:

Парамахамса: Мы должны проповедовать так, чтобы люди хотели с нами общаться.

Прабхупада: Да.

Парамахамса: Значит, иногда нам придется кое в чем идти на компромисс.

Прабхупада: Почему? Никаких компромиссов. Идя на компромисс, вы начинаете тесно общаться. Так вы сами постепенно падете. Мы не должны тесно общаться с человеком, мы должны давать ему свое общение. Зачем идти на уступки? Если вы знаете что-то наверняка, почему вы должны уступать? Когда я проповедую людям, я никогда не иду на компромисс. Разве не так?

Преданные: Так.

Прабхупада: Тогда зачем идти на компромисс? Этот джентельмен, Джин Герберт, сказал: "Чтобы написать эти книги, мне потре-бовалось восемнадцать лет". "И тем не менее в них так много оши-бок", - сразу ответил я. Он не смог возразить. Не раздумывая, я сказал: "Да, вы трудились целых восемнадцать лет. И несмотря на это, в ваших книгах столько ошибок".

Нитай: Другой бы сказал: "Вы потрудились на славу".

Прабхупада: [Смеется.] Другой, но не я.

Пушта-кришна: Утром он сказал: "Как нам быть? Если мы не пойдем на компромисс, мы наживем себе врагов".

Прабхупада: Не нужно идти на компромисс и не нужно наживать себе врагов. Такова наша тактика. Если вы просто наживаете врагов, где ваша тактика? Вы должны говорить истину, делая это так, чтобы не вызывать недовольства. Если вам удастся опровергнуть доводы чело-века, он не рассердится. В конце концов, все мы люди. Если вы укажете на его недостатки, почему он должен становиться вашим врагом? Поэтому говорится, что лучше иметь умного врага, чем глупого друга. Не заводите дружбу с глупцом. Не беда, если разумный человек станет вашим врагом. Хотя он и будет врагом, он вам не навредит, поскольку он разумен. Но глупец, считающий себя вашим другом, может доста-вить вам много хлопот.

Парамахамса: Значит, мы должны видеть качества людей, кото-рым проповедуем.

Прабхупада: Да, нужно вразумить человека. Все в материальном мире - мудхи, глупцы.

Шрила Прабхупада на практике продемонстрировал, как вести себя с оппонентами.

После лекции Прабхупада поинтересовался, есть ли вопросы. Встал один индиец и громким голосом сказал: "Разве не правда, что концепция всеобъемлющего Абсолюта…" Он продолжал свою тираду. Через три минуты аудитория стала недовольно ерзать.

Прабхупада наклонился к микрофону и спросил: "Вы закончили?" "Нет", - ответил человек и продолжил свою речь. Через пару минут Прабхупада вновь спросил: "Вы закончили?" "Нет, дайте же мне ска-зать". И он продолжил свой бессвязный монолог, напичканный духовной лексикой. Спустя еще три минуты аудитория стала негодовать. Пра-бхупада вновь наклонился к микрофону и вежливо спросил: "Вы закон-чили?"

"Да, теперь я закончил". "Тогда сядьте на

Навигация:

Страница 37
Страница 36
-- Страница 35 --
Страница 34
Страница 33