Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 32 ------

Бхакти Викаша Свами - Воспоминания о Шриле Прабхупаде - Страница 32

враждовать, но понимаем, что непреданные будут всегда относиться к нам враж-дебно… Преданный-проповедник должен быть готов сносить упреки невежд…

Когда человек принимает сознание Кришны, все в этом мире становятся ему врагами. Нужно быть готовым к этому.

Подобно Шишупале, который не мог вынести, как про-славляют Кришну, завистливые люди будут приходить в беспокойство из-за прямой и открытой проповеди сознания Кришны. Подобное раздражение демонов может даже быть признаком того, что наша проповедь правильна.

Однажды в первые годы ИСККОН Прабхупаде сооб-щили, что Алан Уоттс, популярный в шестидесятые и семидесятые писатель-атеист, пришел в гнев, когда его попросили прочитать рукопись "Бхагавад-гиты" Шрилы Прабхупады и написать рецензию. Прабхупада был до-волен. Он сказал: "Наша проповедь может считаться ус-пешной, если она приводит демонов в беспокойство".

Не стоит забывать, что такие инциденты, как запрет сан-киртаны Чандом Кази, были и в прошлом, даже пятьсот лет назад. То, что подобные инциденты происходят и сегодня, говорит о том, что наше движение санкиртаны авторитетно. Будь оно незначительным материальным начинанием, оно не вызывало бы таких протестов со стороны демонов. Во времена Шри Чайтаньи Маха-прабху демоны попытались остановить движение санкир-таны. Такие же демоничные люди пытаются помешать нашему Движению, которое проводит санкиртану по всему миру. Это свидетельствует о том, что наше движе-ние санкиртаны сохранило подлинность и чистоту и следует по стопам Шри Чайтаньи Махапрабху.

Как только человек добивается успеха, у него появляется много врагов. Это - естественный признак успеха.

Если нет оппозиции, значит, учение неподлинно. Либо учение неподлинно, либо несущественно. Должна быть оппозиция.

Оппозиция - свидетельство нашей победы.103

О проповеди судят не по количеству, а по качеству. Одо-брение со стороны окружающих не всегда является признаком успешной проповеди. Иногда, как видно из приведенных вы-ше высказываний, все обстоит совсем иначе.

У нас немного последователей, поскольку мы не согла-шаемся с негодяями. Мы не мошенники.

Даже большое число последователей не всегда является признаком успеха. Говорящие истину привлекают истинных последователей. Льстивые проповедники, развлекающие пуб-лику, привлекают к себе недалеких подхалимов. Легко при-влечь людей сантиментами. Проповедник, нестрогий к своим последователям, притворно милый и добрый, становится в глазах почитателей великим преданным, обладающим под-линными духовными добродетелями. Такой обманщик дает своим последователям понять, что они якобы продвинуты, а также льстит им в ответ, что, естественно, не может не вызывать у них расположения к нему. Они с вдохновением приводят к нему все новых последователей - таких же сентименталистов. Считая себя продвинутыми, они свысока смотрят на преданных, которые заняты "менее возвышенными вопросами", такими как философское опровержение атеизма и придание особого значения распространению книг Шрилы Прабхупады.

Преданным, которые считают, что прямая и бескомпро-миссная проповедь не соответствует духу сознания Кришны, не стоит забывать, что Господь Чайтанья мог быть не только нежным, как цветок, но и грозным, как молния. Постичь, как всемилостивый Господь может быть одновременно и мягким, и грозным, очень трудно, однако "понять эти противополож-ные качества можно, познав трансцендентную природу Бога и Его замысел". Проповеднику, следующему по стопам Гос-пода Чайтаньи, нет нужды всегда быть подобным удару мол-нии, точно также он может и не быть всегда подобным цветку. Его задача - успокоить обеспокоенных и обеспокоить успо-коенных.

Тот, кто считает, что преданные должны всегда быть нежными, как роза, и никогда не должны быть грозными, как молния, имеет поверхностное и несбалансированное понима-ние сознания Кришны. Подобная мягкость, дружелюбие и поддельная вежливость считаются проявлением святости сре-ди тех, кто подвержен влиянию имперсонализма. Тот, кто привязан к подобным сантиментам, будет всегда оставаться неофитом. Выдавая себя за высокопродвинутых трансценден-талистов, такие люди могут обманывать себя и окружающих, однако у них нет никакого представления о том, что значит по-настоящему вручить себя Кришне, более того, они вообще не склонны к этому. Бескомпромиссная проповедь беспокоит их, потому что она наносит удар по их материальным привя-занностям. Наслаждаясь славой добродетельного и благоприс-тойного преданного, они боятся, что от общения с реши-тельным проповедником, чьи резкие слова разоблачат их ли-цемерие, пострадает их репутация. Шрила Прабхупада пре-дупреждает нас о недопустимости подобного ханжеского умо-настроения:

Движимый желанием славы и почета, человек идет на компромисс с непреданными… Это ловушка чувствен-ных наслаждений. Чтобы ввести в заблуждение невин-ных людей, человек имитирует высокий духовный уро-вень и начинает слыть садху, махатмой и верующим. Все это свидетельствует о том, что этот, так называемый пре-данный, стал жертвой анартх, которые, словно сорняки, проросли в его сердце и заслонили собой росток бхак-ти-лата-биджы.

Преданные, которых смущает прямая, бескомпромиссная проповедь, порой принимают решительно настроенных про-поведников за неопытных, разочарованных фанатиков, ока-завшихся под влиянием раджо-гуны. Конечно, мы не должны быть сносящими все на своем пути фанатиками, не имею-щими ни знания, ни духовного опыта.

Зачем быть фанатиком? Если у человека есть мозги, логика, разве может он быть фанатиком? Быть фана-тиком - значит быть тупоголовым негодяем.

Следует правильно понимать слово "фанатизм". Шрила Прабхупада определял фанатизм как проявление религии, лишенной философской основы. "Религия, лишенная фило-софской основы, превращается в сентименты или даже фана-тизм…"Если преданный обладает духовным опытом и про-поведует в соответствии с шастрами, его проповедь, даже если она бескомпромиссна, нельзя назвать фанатизмом.

Фанатиком можно назвать неофита, лишенного прони-цательности, знания и сострадания. Другая разновидность неофита - сентименталист, которого смущает любая реши-тельная проповедь. Опытный проповедник

Навигация:

Страница 34
Страница 33
-- Страница 32 --
Страница 31
Страница 30