Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 31 ------

Бхакти Викаша Свами - Воспоминания о Шриле Прабхупаде - Страница 31

Это невозможно.

У нас есть очень дорогой бриллиант. Попытайтесь его продать. Если найдется покупатель, он его купит. В противном случае, камень останется у нас. Но наш долг - предложить товар. Однако мы не будем вместо бриллиантов торговать железом.

Наставление Шрилы Прабхупады проповедовать прямо, бескомпромиссно и бесстрашно адресовано всем его после-дователям. Имеющие веру последуют этому наставлению и обретут милость. Святое право и обязанность брахмана - говорить людям, что истинно, а что ложно. Проповедовать открыто и бескомпромиссно должны в особенности санньяси.

Эти негодяи никогда не поймут Кришну. Они подобны сове, которая при солнечном свете закрывает глаза. Вы можете сколько угодно говорить: "Господин Сова, пожа-луйста, откройте глаза и посмотрите на солнце". "Я не вижу никакого солнца. Солнца нет". Это цивилизация сов. Нужно с ними бороться. Мы должны проявлять ре-шимость, в особенности, санньяси. Мы должны бороться с этими совами. Мы должны силой открыть им глаза. Движение сознание Кришны объявляет войну всем со-вам.

Проповедовать решительно могут не только санньяси. Мно-гие свои резкие высказывания Прабхупада написал до приня-тия санньясы. Говорить истину, даже если она неприятна, дол-жны все преданные.

Мы говорим им прямо: "Вы - негодяи". Вот и все. У вас нет разума. Если у вас нет в это веры, вы - негодяй. Вы можете радоваться на этот счет или сожалеть об этом. Нам все равно. Мы не должны идти на ком-промисс.

Сатйам, правдивость, - это способность говорить прав-ду ради блага других людей. Истину нельзя искажать. Расхожая мораль гласит, что правду следует говорить лишь в том случае, если она приятна собеседнику. Но правдивый человек так не поступает. Истину следует говорить прямо в глаза, чтобы люди знали, каково дей-ствительное положение вещей. Тот, кто предупреждает других: "Этот человек - вор", - говорит правду. Без сомнений и колебаний нужно говорить людям даже неприятную правду. Обладать правдивостью - значит излагать факты как они есть, ради блага других людей. Таково определение правдивости.

Не следует возмущаться резким словам проповедника, нужно быть благодарным ему за прямоту и полезные настав-ления. Как сказал Чанакья Пандит: "Говорящий прямо не может быть обманщиком".

Кто-то может возразить: "Говорить решительно и прямо должны только те, кто может делать это, не оскорбляя других". Конечно, эффективная проповедь - это не просто осуждение, это последовательное разоблачение недостатков и заблуждений оппонента. Однако предугадать реакцию людей невозможно. Одни пойдут на попятную, другие разразятся гневом. Даже если мы преподнесем свое учение в самой ве-жливой форме, если при этом мы сохраним его в перво-зданном виде, демоны придут в беспокойство. Настоящие проповедники знают, что враждебно настроенные люди найдутся всегда и что усмирить их не всегда представляется возможным. Если проповедь бескомпромиссна, а она должна быть таковой, демоны временами будут недовольны, в какой бы вежливой форме и с каким бы мастерством проповедник ни проповедовал.

Сознание Кришны - это открытый вызов всему, во что свято верят материалисты. Наша философия прямо опровер-гает многие устоявшиеся догмы и представления людей. Когда преданные говорят, что человек не произошел от обезьяны, что он не был на луне, что счастье в материальном мире невозможно, что современная цивилизация идет неправиль-ным путем, что свободный секс, эмансипация женщин и демо-кратия - это глупости, что мирская благотворительность не имеет ничего общего со святостью, кто-нибудь обязательно станет возражать.

Конечно, можно проповедовать сознание Кришны, избегая полемики и замалчивая спорные вопросы. Гораздо легче воз-держиваться от обострения ситуации, не спорить и не трево-жить ложное эго людей. Но Шрила Прабхупада так не пос-тупал и не хотел, чтобы это делали его ученики. Прабхупада никогда не пытался избежать столкновений и противоречий. Напротив, он сразу вступал в полемику с решимостью, осно-ванной на непоколебимой вере.

Когда один из духовных братьев Шрилы Прабхупады посо-ветовал преданным ИСККОН не говорить о спорных вопро-сах публично, Прабхупада резко осудил его, сказав, что он - корыстный человек, стремящийся обрести больше последова-телей.

Шрила Прабхупада не всегда был излишне вежлив с него-дяями. Из случившегося в Дели эпизода с хиппи, видно, что он не всегда находил нужным считаться с общественным мне-нием.

Конечно, это - единичный случай, не являющийся образ-цом для подражания. Имитировать деяния Шрилы Прабху-пады недопустимо. Не следует использовать этот эпизод в качестве оправдания, чтобы идти на конфликт. Шрила Пра-бхупада совершенным образом показал, как проповедовать решительно и при этом без гордости. В прямой и реши-тельной проповеди нет места ложному эго. При этом пропо-ведник должен учитывать время, место и обстоятельства. Нельзя под предлогом прямой проповеди быть грубым и недоброжелательным, как нельзя пользоваться положением решительного проповедника, чтобы давать волю своему гне-ву, порожденному низшими гунами природы.

Что касается твоей склонности впадать в гнев на пуб-лике, это допустимо лишь тогда, когда это вызывает положительную реакцию. В противном случае, нам не нужны лишние враги, и тебе следует обуздать свой гнев разумом, утвердившимся в сознании Кришны. Мы должны исправлять дурные привычки обусловленных душ постоянной убедительной и авторитетной пропо-ведью и личным примером.

Тем не менее из случая с хиппи можно извлечь ряд уроков: когда преданным во время публичного выступления бросают вызов, они должны динамично представлять подлинную сид-дханту; недвойственный подход иногда приводит к конфрон-тации.

Мы ни с кем не хотим

Навигация:

Страница 33
Страница 32
-- Страница 31 --
Страница 30
Страница 29