Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 69 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 69

храм, то на лике утсава-мурти Господа увидите многочисленные следы от стрел (ничего удивительного ѕ ведь Господь во время сражения правил колесницей Арджуны).

Когда Господь Партха Саратхи пришел в этот храм, там уже поклонялись Божеству Нарасимхи. В Мадрасе есть и другие древние храмы Кришны. Один из них ѕ Ади Кешава Перумал Ковил ѕ был основан еще в Сатья-югу. Так что Мадрас, действительно, древний город. Недавно ему вернули его прежднее название ѕ Ченнай.

Мое детство прошло в играх возле двух древних храмов: Кешава Перумал Ковила и Мадхава Перумал Ковила. Каждый день в шесть вечера там проводили арати, после которого служитель выносил только что предложенный Господу прасад: горячий вен понгал, саркари понгал а иногда и сундал. Он скатывал из каждого блюда небольшие шарики и раздавал их прихожанам. Съев свой шарик, мы снова тянули руки и просили: «Мама (дядя), дай еще прасада», и он давал нам еще немного. Конечно, в те дни я мало что знал о трансцендентной природе прасада Господа, поэтому я говорю, что мы его ели. Но правильнее будет сказать (как говорят преданные ИСККОН): «Мы его почитали».

Прошли годы, я вырос и из-за своей плохой кармы уехал работать в Америку. Там я мог деградировать, но меня спасли книги Шрилы Прабхупады, Божества Шри Шри Радха-Кунджабихари и преданные детройтского храма. Они напомнили мне о Кришне и о том, что я — Его вечный слуга. Я зарабатывал много денег, но все равно страдал, забыв о своих взаимоотношениях с Кришной. Духовный опыт, полученный в детстве, наполнился содержанием лишь после того, как я прочел книги Шрилы Прабхупады и стал следовать изложенным в них принципам.

Когда я приходил в храм, и американские преданные говорили мне: «Пойдемте почтим прасад», я сразу вспоминал свое детство, как пожилые вайшнавы тоже вместо «кушать прасад», говорили «совершить прасадам севай».

Удивительный вкус прасада из детства я запомнил на всю жизнь: его готовили на топленом масле, с кардамоном, гвоздикой, камфорой и карамелью. Отведав прасада, мы бежали играть. Так мы жили, и не подозревая о величии культуры, в которой родились.

Напротив нашего дома жила одна пожилая женщина. Вечерами она собирала у себя соседскую детвору и учила нас повторять вишну-сахасра-наму. Каждый вечер мы сидели с ней и повторяли тысячу имен Господа.

Поскольку мы были Шри-вайшнавами, всю пищу в нашем доме сначала предлагали Вишну. Если мы, дети, забегали на кухню, бабушка говорила: «Пока ничего не трогайте. Это еще не предложено Перумалу (Вишну)». Мы предлагали пищу большому изображению Вишну.

Б.В. Свами: Какое Божество было на изображении? Ранганатх?

Расараджа: Нет, это был Говиндараджа Перумал из Чидамбарам10. Также у нас была шалаграма-шила. Стандарт поклонения ей не был высоким, зато изображение всегда находилось в центре всеобщего внимания. Каждое утро мы приходили ему поклониться.

Б.В. Свами: Это была репродукция или картина?

Расараджа: Картина, размером полтора на два метра. В те дни репродукций еще не было. Это была старая семейная реликвия.

Б.В. Свами: Сколько у вас братьев и сестер?

Расараджа: Семь братьев и четыре сестры. Семья у нас большая.

Б.В. Свами: Прежде такими были все семьи. Расскажите немного о семейной жизни.

Расараджа: Рассказать можно о многом. Например, я помню, что раньше, когда мы были детьми, муж и жена никогда даже не разговаривали друг с другом прилюдно. Мои дяди и тети на людях между собой практически не общались. Когда моя старшая сестра вышла замуж, помню, как мы смеялись над молодоженами, заметив, как они разговаривают друг с другом прилюдно. Муж и жена на людях должны были держаться друг от друга на расстоянии. Они могли разговаривать друг с другом, только оставшись наедине. Если замечали, что кто-то постоянно говорит со своей женой на людях, его называли асат. «Сат» значит «вечный», словом «асат» называли того, кто был погружен в преходящее ѕ привязан к мирскому.

Б.В. Свами: Принцип объединенной семьи, вероятно, помогал поддерживать ее респектабельность и благонравие ее членов.

Расараджа: Да. Одно из преимуществ такой семьи заключается в том, что во главе ее стоят дед и бабушка. В нашей семье старшими были отец и мать. Но в объединенных семьях дед и бабушка занимают более высокое положение, чем отец и мать. Пожилые люди пользовались большим уважением. О них заботились, их почитали. На Западе я видел стариков, которым практически негде жить. В Индии сейчас можно увидеть то же самое.

Б.В. Свами: Ужасная жизнь. Одиночество. Страдания.

Расараджа: Их отправляют в дома престарелых.

Б.В. Свами: Как же они несчастны, как несчастны.

Расараджа: Остаток своей жизни они проводят в ожидании смерти, несчастные и одинокие. В Америке чем старшее вы становитесь, тем больше вами пренебрегают, но прежде в Индии было совсем иначевсе наоборот — чем старше был вы становилисьчеловек, тем большим уважением он пользовалисьовался. В традиционных семьях дед и бабушка всегда стояли во главе семьи, не зависимо от того, сколько зарабатывал отец.

Б.В. Свами: Я видел это своими глазамии сам это заметил. Вы никогда не перечите сСтаршим никогда не перечат. Даже 50-Пятидесятилетний человекмужчина, у которого уже ужемогут быть внуки,

Навигация:

Страница 71
Страница 70
-- Страница 69 --
Страница 68
Страница 67