Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 67 ------

Бхакти Викаша Свами - Взгляд на традиционную Индию - Страница 67

какого-нибудь пройдоху, который ничего не смыслит в этом деле. И к чему это привело? Индийское правительство погрязло во взяточничестве, коррупции и отличается неэффективностью.

Б.В. Свами: Вы рассказывали, что, вернувшись спустя много лет в родную деревню, были сильно расстроены.

Ранганатхан: Еще бы. Даже сейчас, когда речь заходит о состоянии древних храмов, мне хочется плакать. В последний раз когда я был в храме в Маннаргуди, священник попросил меня пожертвовать десять рупий. Я просто расплакался. Ведь я своими глазами видел, в каком достатке служители храма жили прежде. Глядя на их нынешнее положение, я не могу сдержать слез.

В храмах ѕ грязь и запустение. И никому, похоже, до этого нет дела. Там, где некогда бурлила жизнь, царила радостная, блаженная атмосфера, сейчас скучно, серо и пусто. Даже сомневаюсь, что они проводят ежедневную пуджу. Гошалу29 превратили в склад, хранят там мешки с рисом. Коров почти не осталось, да и об оставшихся заботятся плохо. Вот до чего дошло. Я просто с ума схожу, когда думаю, что стало с нашими храмами. Люди утратили понимание того, что храм — их общее дело. Это понимание необходимо вернуть.

Поэтому я считаю, что последователи Движения сознания Кришны вместо того, чтобы строить новые храмы, должны приобрести все эти святые места (в первую очередь ѕ сто восемь вайшнавских дивья дешам30) и вернуть им былую славу, отреставрировав и обновив храмы. Нужно позаботиться о том, чтобы в храмах регулярно проводились службы, чтобы служителей не забывали, чтобы у них были средства к существованию.

Боюсь, что постройка новых храмов в это безбожное время приведет лишь к увеличению числа заброшенных. Судя по тому, что происходит, строительство новых храмов ѕ дело рискованное, поскольку в будущем может статься, что поддерживать их будет некому.

Б.В. Свами: Но у правительства есть план возрождения древних архитектурных памятников.

Ранганатхан: Да, но кто возродит культуру, которая вдохновляла людей их создавать? И будут ли они использованы по назначению — для поклонения Господу? Можно отреставрировать храм, превратить его в музей или местную достопримечательность, но при этом погибнет культура, сама жизнь этого храма. Ведь храм — это не просто архитектурная достопримечательность. Человек, пришедший в храм, должен стать его частью, проникнуться царящим в нем духом преданности Богу. Вывеска «памятник архитектуры» означает, что храм мертв. Поэтому возрождать храмы должны преданные — те, кто любят Господа — а не бюрократы31.

Я до сих пор помню ту насыщенную духовностью атмосферу, в которой прошло мое детство. Я до сих пор с удовольствием вспоминаю праздники, пение «Дивья Прабандхам». Многие обряды я позабыл, многих не соблюдаю, но мне никогда не забыть, как удивительна была жизнь в то время.

Мы жили очень счастливо. Утром мы шли собирать цветы для Господа, по дороге пели о Нем песни. Все наши дела были прямо или косвенно связанны с Ним. У нас не было нужды в чем-то другом. Нам не хотелось куда-то уезжать или заниматься чем-то другим. Нам вполне хватало того, что мы имели.

Не было у нас и желания жить по-современному. Современная жизнь просто настигла и поглотила нас. В детстве я не видел ни одного автомобиля. Впервые я прокатился на нем, когда мне было двадцать лет. Теперь машина стала неотъемлемой частью моей жизни: на ней я еду на работу, к друзьям, даже в магазин за продуктами приходится ехать на машине. И купив эти продукты в пластиковой упаковке, я кладу их в холодильник.

Раньше об этих вещах я ничего не знал. Я не мог вообразить, что когда-нибудь буду жить, словно птица, в высотном здании, где живут сотни других людей, которые даже не знают моего имени. Теперь я живу на побережье Персидского залива, у меня хорошая работа, высокая зарплата, машина, все современные удобства. Но все это не сделало меня счастливым.

Милостью Кришны у меня есть все необходимое для благополучной жизни. Но знаете, чего я хочу? Я хочу вернуться в ту простую деревенскую жизнь, где в центре всего был Господь. Вот почему мы, живущие здесь индийцы, так охотно участвуем в киртанах и праздниках, готовим прасад и делимся им друг с другом. Все это стало возможным благодаря Шриле Прабхупаде. Основанное им движение вернуло нас к жизни. Без него мы погрязли в майе.

Примечания

1. Так жители Тамил Наду называют Карттикею, могущественного полубога, сына Господа Шивы.

2. Вечная супруга Господа Нараяны.

3. «Смарта» буквально означает «поборник ведических предписаний». Обычно этим словом называют брахманов, которые поклоняются Господу Шиве.

4. Священнослужитель. Соответствует североиндийскому «пуджари».

5. Ритуальное омовение.

6. Молитвы и обряды, совершаемые брахманами три раза в день.

7. Мантра, которую брахманы молча повторяют утром, днем и вечером.

8. Сборник из четырех тысяч стихов на санскритизированном тамильском языке, неотъемлемая часть поклонения Господу у последователей Тенгалай ѕ одной из ветвей сампрадайи Шри-вайшнавов.

9. Лунный месяц, соответствующий второй половине декабря – первой половине января.

10. Овощной суп с тамариндом и далом.

11. Прасад почитают, вкушая его.

12. Одно из главных мест паломничества Шри-вайшнавов.

13. Жареные лепешки из смеси рисовой и гороховой муки.

14. Повествования о Господе Хари (одно из имен Кришны,

Навигация:

Страница 69
Страница 68
-- Страница 67 --
Страница 66
Страница 65