Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: 21 Ширшасана
------ Страница 1 ------

21 Ширшасана - Страница 1

21. Ширшасана ? стойка на голове

Техника выполнения. Встать на колени, опуститься на четвереньки и

положить на пол локти и предплечья. Сплести пальцы рук в замок и

расположить предплечья на полу так, чтобы предплечья образовали угол

примерно в шестьдесят градусов. Поставить голову макушкой в вершину

этого угла. Поднять таз вверх и попытаться оторвать от пола ноги

(Рис.2-21.1). Через несколько дней после начала освоения Ширшасаны

попытки увенчаются успехом. Когда это произойдет, следует постараться

выпрямить туловище вверх с поджатыми ногами (Рис.2-21.2), а затем

возвратиться в исходное положение. Через несколько дней такой практики

стойка на голове с согнутыми ногами не будет вызывать затруднений.

Научившись удерживать эту позу в течение 3-5 минут, следует попытаться

выпрямить ноги, вытянув все тело вертикально вверх перпендикулярно

полу (Рис.2-21.3). Идеальность позы здесь особого значения не имеет,

важно только, чтобы равновесие было устойчивым и сохранялось без

напряжения. Распределение нагрузки: примерно 20-30 процентов веса тела

приходится на голову, опирающуюся об пол макушкой, т.е. САМОЙ ВЕРХНЕЙ

точкой, а не передней частью, родничком или теменем (Рис.2-21.4),

оставшиеся 80-70 процентов веса приходятся на руки. Вытянуться вверх

от макушки до пяток. Стараться стоять ненапряженно, дыша естественно.

Выход из Ширшасаны должен быть очень медленным и постепенным. Опустив

ноги на пол, необходимо сначала сесть на пятки и только после этого

приподнять голову и положить ее на поставленные друг на друга кулаки.

Оставаться в этой позе в течение как минимум минуты, после чего, не

делая резких движений, лечь на спину и расслабиться.

После выполнения Ширшасаны ВСЕГДА должно выполняться расслабление лежа

на спине ? Шавасана! Это входит в практику Ширшасаны. Время

расслабления ? не менее половины длительности фиксации перевернутого

положения.

В фазе фиксации для начала лучше всего, постояв некоторое время на

голове в вертикальной позиции, опустить ноги для отдыха (Рис.2-21.5),

а затем повторить позу ? такой режим практики Ширшасаны является общим

обязательным правилом для всех начинающих.

Здоровым людям, хорошо освоившим Ширшасану, можно удерживать ее

достаточно долго: молодым женщинам и девушкам ? до 10 минут в холодное

время года и до 7 минут ? в теплое; молодым мужчинам и юношам ? на

две-три минуты больше.

Пожилым и не совсем здоровым людям нельзя удерживать Ширшасану дольше

5 минут.

Тот, кто использует Ширшасану в терапевтических целях, должен

ограничиваться удержанием ее в пределах одной-полутора минут.

Детям до 12 лет практика Ширшасаны в сколько-нибудь длительном

варианте удержания противопоказана, поскольку эта асана относится

скорее к категории мудр; ее второе название ? Мастака-мудра ? символ

вершины.

Тем, кто страдает сердечными расстройствами, повышенным кровяным

давлением, кровотечениями из носа, заболеваниями органов слуха в

острой или хронической формах, глаукомой или склонностью к повышению

внутриглазного и внутричерепного давления, а также заболеваниями

сердца и сосудов головного мозга, выполнение Ширшасаны строжайше

противопоказано до тех пор, пока с помощью других йогических практик

вышеуказанные нарушения не будут устранены.

Ширшасана относится скорее к утренним упражнениями, чем к вечерним,

поэтому рекомендуется выполнять ее в первой половине дня, хотя

абсолютно здоровым людям практика этой асаны после полудня не

противопоказана. Тот же, кто страдает заболеваниями печени и желчного

пузыря, должен отказаться от выполнения Ширшасаны в послеобеденное

время.

Описанный вариант выполнения Мастака-мудры является самым простым.

Существует множество более сложных вариантов. Первой ступенью

усложнения для того, кто вполне освоил терапевтический вариант, будет

попытка выйти в Ширшасану с прямыми ногами из положения,

представленного на Рис.2-21.5. Для этого необходимо подтянуть ступни

как можно ближе к голове, отводя таз назад до тех пор, пока центр

тяжести нижней половины тела не окажется над серединой треугольной

площадки опоры. После этого ноги очень легко поднимутся вверх без

сгибания в коленях.

Освоив поднимание прямых ног, следует попытаться задержать ноги в

положении, параллельном полу, вытянув вверх прямой позвоночник. В

тазобедренных суставах ? прямой угол (Рис.2-21.6). Это положение

называется Урдхва-дандасана ? верхнее бревно. Под "бревном" понимается

жесткая фиксация прямых ног. Когда Урдхва-дандасана вполне освоена,

следует перед удержанием Ширшасаны сделать несколько движений

"Ширшасана ? Урдхва-дандасана ? Ширшасана". Каждое движение

выполняется с выдохом, вдох делается во время фиксации.

Усложненные варианты Ширшасаны: обычная Ширшасана с ладонями и

предплечьями на полу (Рис.2-21.7), Ширшасана с опорой на тыльные

стороны рук (Рис.2-21.8), стойка на предплечьях, в которой голова и

шея полностью разгружены ? этот вариант Мастака-мудры известен также

как Маюра-пиччхасана ? павлиний хвост (Рис.2-21.9), промежуточный

вариант Ширшасаны ? нечто среднее между собственно Ширшасаной и

Маюра-пиччхасаной ? в этом варианте голова и шея почти полностью

разгружены, но используются для удержания равновесия за счет фиксации

макушки головы между предплечьями рук, сведенными ближе, чем в

основном варианте (Рис.2-21.10). Кроме того, существует также

множество видов Ширшасаны с различными положениями ног. Самый

распространенный из них Урдхва-падма-ширшасана ? стойка на голове со

сложенными в полный лотос ногами (Рис.2-21.11). Однако все эти

варианты достаточно трудны для начинающих, поэтому здесь описана

только техника выполнения простейшей Ширшасаны.

Действие. Йогические тексты называют Ширшасану "царственной позой".

Вряд ли необходимо особо говорить о первостепенной важности

нормального кровоснабжения головы и в частности ? головного мозга.

Ведь от него зависит нормальное функционирование всех без исключения

органов и систем. Кроме того, переворачивание тонкого тела

относительно нисходящего потока космической энергии приводит к смене

направления вращения изначального вихря ? самой тонкой структуры

эфирной части человеческого существа ? на противоположное, что

вызывает замедление (а в отдельных случаях ? и обращение) направления

потока внутреннего времени, в результате чего происходит замедление

процессов старения. Поэтому некоторые специалисты, в частности ?

выдающийся йогин древности Гхеранда, относят Ширшасану к категории

разновидностей Випарита-карани-мудры.

Нарушения зрения, пародонтоз, головные боли и головокружения нервного

происхождения, истерия, чрезмерные ночные поллюции, запоры, нарушения

пищеварения, болезни печени и селезенки, а также многие другие

заболевания излечиваются регулярной настойчивой

Навигация:

Страница 1
Страница 2
-- Страница 1 --
Страница 1
Страница 1