уже не может повлиять на такого человека. Господь и Его чистые преданные всегда пребывают вне сферы действия майи. Хотя беды, от которых страдает чистый преданный, выглядят словно воздействие майи, нам следует понимать, что так действует йогамайя, внутренняя энергия Господа.
Мои благословения всем вам. Я чувствую себя хорошо.
Всегда ваш благожелатель
А. Ч. Бхактиведанта Свами.
* * *
Рто СЂСѓРєРѕРїРёСЃРЅРѕРµ послание. Прабхупада писал Рѕ наших ишта-гоштхах.
Обычно ишта-гоштхи делились на две части: обсуждение текущих дел и философия. Как правило, на этих собраниях не было гостей и можно было говорить, не беря во внимание их присутствие.
Тему разговора определял РЅРµ только президент, РґСЂСѓРіРёРј тоже разрешалось говорить. Ршта-гоштхи давали повару возможность напомнить преданным, что РЅРµ следует оставлять продукты там, РіРґРµ РѕРЅРё РјРѕРіСѓС‚ испортиться, Р° пуджари РјРѕРі выступить СЃ речью Рѕ том, как важно РІ сознании Кришны посещать арати или устанавливать особые отношения СЃ Божествами посредством индивидуального служения. РќР° ишта-гоштхах могли даже всплывать разные анартхи или храмовые интриги.
Прабхупада ожидал, что РјС‹ будем проводить эти встречи как подобает преданным. Ршта-гоштхи – это РЅРµ РґРёСЃРєСѓСЃСЃРёСЏ очернительства. РќРѕ РјС‹ обсуждали болезненные РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ открыто, Рё собрания были подходящим местом для рассмотрения противоречивых моментов, хотя это происходило СЃ уважением Рє полномочиям руководства храма. Ршта-гоштхи были законным СЃРїРѕСЃРѕР±РѕРј решить множество проблем, скопившихся Р·Р° неделю.
На философской части ишта-гоштхи я стал читать письма Шрилы Прабхупады. Я приглашал преданных задавать философские вопросы о том, что им непонятно. Чтобы вовлечь в обсуждение всех преданных, кто-то изображал из себя майявади и бросал остальным вызов. Если ишта-гоштхи, «обсуждение сказанного духовным учителем», проходят живо, в атмосфере любви и в соответствии с парампарой, то они по-прежнему могут быть действенным методом поддержания коллективного духа храма.
Однажды РЅР° ишта-гоштхи РјС‹ рассуждали Рѕ воздействии майи РЅР° чистого преданного, Рё именно РѕР± этом РіРѕРІРѕСЂРёС‚ Прабхупада РІ данном РїРёСЃСЊРјРµ. РћРЅ, среди прочего, намекает, что РјС‹, вероятно, строили СЃРІРѕСЋ беседу РЅР° предположениях. РПрабхупада пишет: «Поэтому РЅР° ишта-гоштхи вам следует обсуждать то, что прочитано РІ «Бхагавад-гите» Рё «Шримад-Бхагаватам»». Ршта-гоштхи – РЅРµ обмен мнениями «свободных мыслителей». Рэто РЅРµ умствование РїРѕ РїРѕРІРѕРґСѓ СЃСѓРіСѓР±Рѕ технических или академических РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ.
Философские утверждения этого короткого рукописного послания были для меня важными. Хотя об этом же можно прочесть в комментариях Прабхупады, к моменту получения данного письма я этих комментариев еще не читал. Я до сих пор дорожу этим письмом, которое с точки зрения сознания Кришны проясняет, как и почему великие преданные сталкиваются с проблемами и испытаниями. Здесь раскрывается внутренний смысл таких писаний, как Рамаяна и Махабхарата. Почему великие преданные страдают, если Кришна наделил их особыми полномочиями (или они, возможно, даже были воплощением Бога)? Если мы поймем, почему страдают великие преданные, то мы сможем лучше понять суть собственных бедствий, которые выпадают на нашу долю, даже если в битве с майей мы находимся на стороне Бога.
Прабхупада утверждает, что такие ситуации непостижимы, Рё что «мы РЅРµ всегда можем разобраться РІ хитросплетениях подобных ситуаций». Так, РјС‹ можем считать распятие РРёСЃСѓСЃР° Христа планом Господа, решившего сбить СЃ толку демонов. Демоны решили, что Бог побежден; распятие как Р±С‹ подтверждало это. Рдемоны еще сильнее ударились РІ атеизм. Рто происходило тоже РїРѕРґ руководством Всевышнего. РќРѕ бедствия великого преданного РЅРµ РІРІРѕРґСЏС‚ РІ заблуждение преданных. РћРЅРё воспринимают подобные происшествия как план Господа, хотя РёРј, возможно, Рё РЅРµ известны подробности Его плана.
Рту же философию представил Бхишмадева, РєРѕРіРґР° РѕР±СЉСЏСЃРЅСЏР» Юдхиштхире, почему РІ соответствии СЃ планом вечного времени всем пришлось погибнуть РЅР° поле битвы Курукшетре. РњС‹ должны принять Р·Р° аксиому, что чистый преданный «всегда пребывает РІРЅРµ сферы действия майи». РџСЂРёРЅСЏРІ это, РјС‹ будем знать, что РѕРЅ РЅРµ подвержен воздействию махамайи. Шрила Прабхупада РіРѕРІРѕСЂРёС‚: «Хотя беды, РѕС‚ которых страдает чистый преданный, выглядят словно воздействие майи, нам следует понимать, что так действует йогамайя, внутренняя энергия Господа».
Философские указания нашего духовного учителя можно найти в его книгах и письмах. Поэтому нам следует внимательно читать книги нашего гуру, и они станут для нас подобны личным посланиям, призванным помочь нашей душе развиваться. Много таких философских наставлений я получил из писем Шрилы Прабхупады, и они неизгладимо запечатлены в моей памяти.
9 апреля 1968
Мой дорогой Сатсварупа, пожалуйста, прими мои благословения. Большое тебе спасибо за письмо от 6.4.1968. Я ознакомился с его содержанием. Поскольку тебе дана работа, у тебя нет оснований для беспокойства; ты уже помогаешь в работе над «Шримад-Бхагаватам» и можешь постоянно делать это. Ты, несомненно, уже входишь в состав тех, кто работает над «Шримад-Бхагаватам» и редактирует его.
Конечно, на публике нам не следует говорить так о неграх. Мы не делаем различия между черными и белыми, между полубогами и демонами. Но при этом, поскольку демоны и полубоги существуют, мы должны относиться к ним должным образом. Возьмем, к примеру, Чайтанью Махапрабху. Он не делал различия между тигром и человеком. Он был настолько могущественным, что мог побудить танцевать даже тигра. Но что касается нас, то мы не должны, подражая Чайтанье Махапрабху, идти к тигру, в надежде на то, что он затанцует с нами! Рвсе же тигр не хуже человека.
Так