и более низком рождении, люди могут нас неверно понять. Как правило, если есть такая вероятность, нам не следует знакомить людей с этим аспектом нашей философии, но когда имеются условия для серьезной беседы, мы можем просветить любознательных слушателей. У проповедника не должно быть материальных, расовых или гендерных предубеждений. В соответствии с точкой зрения мадхьяма-адхикари нам надо делить людей не на черных, индийцев, женщин и мужчин, а на преданных, невинных и атеистов. Такое разграничение позволяет мадхьяма-адхикари эффективно проповедовать, преодолевая телесные предубеждения других людей. Такой подход помогает проповеднику преодолеть и свои собственные предубеждения.
Рто РїРёСЃСЊРјРѕ опять открыло РјРЅРµ глаза. РЇ СЃРЅРѕРІР° убедился, что утверждения Прабхупады совершенны, что РѕРЅРё РЅРµ являются следствием материалистичных рассуждений.
В конце этого письма Прабхупада подтверждает то, о чем я написал ему. «Да, каждый из нас должен вести себя с другими идеально, чтобы у каждого был стимул развиваться все больше и больше». Прабхупада имеет в виду, что самый важный вид проповеди – идеальное поведение преданных. Своим идеальным примером лидер вдохновит новичков и подчиненных вести себя определенным образом.
Таков процесс духовного осознания. Любые постижения должны подтверждаться духовным учителем. На ранних этапах моей духовной жизни мое «понимание» могло быть неверным. Более того, нам никогда не следует думать, что мы уже достигли такого уровня, на котором нам не надо сверяться с духовным учителем или старшими духовными братьями. Даже Махараджа Парикшит, хотя он и был уверен, что ему надо идти к Ганге и посвятить оставшееся время своей жизни слушанию Кришна-катхи, посоветовался со святыми, чтобы выяснить, как луче всего поступить.
* * *
Прежде чем Ядунанда прекратил общаться с преданными, Шрила Прабхупада написал ему еще одно длинное письмо. Прабхупада упоминает об этом в письме к другому преданному: «Я имею в виду письмо к Ядунанде. Я хотел бы, чтобы вы все прочитали то письмо, поскольку в нем есть важная информация о нашем методе проповеди, и я ответил в том письме на многие его разумные вопросы».
Рто утверждение кажется странным, поскольку Ядунандана РЅРµ зарекомендовал себя РІ качестве серьезного преданного, РЅРѕ Шрила Прабхупада оценил его РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ Рё всем РІРѕ благо дал РЅР° РЅРёС… подробные ответы. Ядунандана РіРѕРІРѕСЂРёР», что хотя РѕРЅ теперь преданный Кришны, раньше РѕРЅ был предан Христу. Ядунандане хотелось проповедовать христианам, потому что РѕРЅ считал, будто способен обратить РёС… РІ сознание Кришны. Ему нравилось заниматься этим, РєРѕРіРґР° РјС‹ выходили РЅР° харинама-киртану РІ Бостон-РљРѕРјРјРѕРЅ. Относительно планов Ядунанданы РїРѕ обращению христиан РІ кришнаизм Шрила Прабхупада советует следующее:
Насколько СЏ понимаю, Сѓ тебя очень сильна вера РІ христианскую религию. Если ты хочешь обращать христиан РІ сознание Кришны, тебе, прежде всего надо понимать философию сознания Кришны. Если РјС‹ постараемся обратить христиан РІ вайшнавов, это обернется полным провалом. РњС‹ РЅРµ осуждаем никакую религию, потому что РІ «Бхагаватам» сказано, что лучший религиозный процесс – тот, посредством которого человек может обрести любовь Рє Богу. Так что, РјС‹ учим любви Рє Богу, Р° РЅРµ какой-то конкретной разновидности религии. Наше Движение сознания Кришны РЅРµ есть религиозное движение. Рто движение очищения сердец. Современная цивилизация игнорирует верховенство Бога. Чем больше человек преуспел РІ материальном, тем сильнее его обволакивает энергия иллюзии.
Ядунандана спросил, исчезает ли материальная реальность для того, кто обрел чистое сознание Кришны. Прабхупада ответил:
РљРѕРіРґР° человек избавляется РѕС‚ материалистичных представлений Рѕ жизни, РѕРЅ избавляется Рё РѕС‚ материалистичного восприятия. Собственно, есть лишь РѕРґРЅР° энергия Кришны, которая РґСѓС…РѕРІРЅР°. Материалистичные представления подразумевают забвение Кришны. РљРѕРіРґР° человек обретает полное сознание Кришны, то для такого преданного высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ уже нет материального существования. Нам следует учиться сознанию Кришны постепенно. Рто РїРѕРґРѕР±РЅРѕ тому, как РјС‹ готовим прасад. Обычно это СЂРёСЃ, дал Рё чапати. РќРѕ РєРѕРіРґР° эти блюда подносятся Кришне, РѕРЅРё становятся прасадом. Как простой СЂРёСЃ, дал Рё чапати превращаются РІ духовный прасад станет понятно нам РЅР° более высоком СѓСЂРѕРІРЅРµ развития нашего сознания Кришны, РЅРѕ РІСЃРµ, что связано СЃ Кришной – это духовная энергия.
Ум не исчезает, но качество его меняется, то есть он очищается.
Ядунандана спросил, не может ли чувство любви к Кришне быть просто проекцией эго. Прабхупада ответил, что это «не проекция эго и не проявление эмоций; эти проявления подтверждаются духовным учителем». Еще Ядунандана спросил, почему Прабхупада написал в «Бхагаватам», что достижение Брахмана – катастрофа. Прабхупада ответил: «Достижение Брахмана считается катастрофой потому, что человек не продвигается дальше в сознании Кришны. Если все заканчивается достижением Брахмана, то это, несомненно, катастрофа».
Ядунандана задал обычный вопрос: сколько прасада нам надо съедать. Прабхупада ответил: «Чем меньше, тем лучше, но чтобы не ставить под угрозу здоровье». Прабхупада сказал, что поскольку мы должны работать для Кришны, нам надо иметь хорошее здоровье. «Да, – пишет Прабхупада, – ты прав, когда говоришь, что в начале преданного служения человек может видеть Кришну только в Божестве и в поднесенном Ему прасаде. Но как бы там ни было, если у кого-то есть склонность к перееданию, пусть уж ест много прасада, а не никчемной пищи. Переедание не поощряется. Но это не означает, что если мне хочется съесть много, то я искусственно буду заставлять себя