если бы я предпринял подобные изыскания, то с моей стороны это стало бы непослушанием, поскольку Прабхупада ясно сказал, что мне этого делать не надо.
РњС‹ можем брать пример СЃ отношения Господа Чайтаньи Рє своему РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ учителю, Ршваре РџСѓСЂРё. Ршвара РџСѓСЂРё сказал, чтобы Господь Чайтанья РЅРµ изучал Веданта-сутру, Р° просто повторял «Харе Кришна». Господь Чайтанья послушался своего РіСѓСЂСѓ, Рё РІ результате Сѓ Него проявились РІСЃРµ признаки чистой любви Рє Богу.
Нам надо верить своему духовному учителю, даже если кажется, что он ограничивает уровень нашего духовного развития. Безусловно, не может быть и речи о том, чтобы гуру действительно ограничивал нас, но ради нашего же блага он может запретить нам спрашивать о чем-то, если мы еще не готовы подняться до такого уровня понимания. Затронутые в этом письме высокие темы относятся к существованию на уровне сиддха-деха и сварупа-сиддхи. У каждого из нас есть своя вечная раса в отношениях с Кришной, которую нам откроет духовный учитель, но мы не можем понять свою расу, просто услышав о ней.
Рљ тому моменту СЃРѕ времени моей инициации прошло всего шесть месяцев, РЅРѕ СЏ спрашивал Прабхупаду РѕР± очень высоких материях. Если Р±С‹ Шрила Прабхупада рассказал РјРЅРµ РѕР± этом больше, насколько полезным было Р±С‹ услышанное для моей РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни? РќРµ умея контролировать СЃРІРѕРё материальные желания, СЏ, несомненно, РЅРµ СЃРјРѕРі Р±С‹ верно понять СЃРІРѕСЋ расу РІ отношениях СЃ Кришной. Так что даже если Р±С‹ кто-то Рё сообщил РјРЅРµ Рѕ ней, сообщение оказалось Р±С‹ для меня бессмысленным. Если Р±С‹ какой-то «духовный учитель» сказал СЃРІРѕРёРј ученикам-неофитам РѕР± РёС… расе, то РѕРЅ просто СЃР±РёР» Р±С‹ РёС… СЃ толку. Рто было Р±С‹ фарсом.
РЎ РґСЂСѓРіРѕР№ стороны, никто РЅРµ может сказать, что Прабхупада РЅРµ учил нас высочайшему. РћРЅ писал РѕР± этом РІ «Учении Господа Чайтаньи» – РєРЅРёРіРµ, которую уже РЅР° начальном этапе существования РРЎРљРљРћРќ могли прочесть такие неофиты, как СЏ. Хотя полностью понять прочитанного РјС‹ РЅРµ могли, нам, РїРѕ крайней мере, было известно Рѕ существовании такого высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ.
Понятно, что я воспринял письмо Шрилы Прабхупады очень серьезно. Я понял, что Прабхупада мягок со мной и проявляет отеческую заботу обо мне. Он не подумал, что я отклоняюсь от прямого пути. Я спрашивал о том, что написано в книге Прабхупады. По-родительски заботливо Прабхупада мягко сообщает мне, что в данный момент не может быть и речи о том, чтобы я пытался углубиться в данный предмет. Ря был доволен, прочитав это; у меня не было ни капли разочарования.
Ученик хочет лишь получать указания Рё наставления своего РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя. РЈ ученика нет заранее сформированного желания услышать что-то конкретное РѕС‚ своего учителя. Ученик просто хочет, чтобы его правильно ориентировали. Важность этих писем состоит РІ том, что СЏ, как ученик, получал наставления, которые навсегда формировали РјРѕСЋ РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ жизнь. Рти РїРёСЃСЊРјР° адресованы РјРЅРµ, РЅРѕ Прабхупада писал Рё РґСЂСѓРіРёРј ученикам, Рё РІ каждом случае РІСЃРµ, сказанное РёРј, придавало жизни ученика определенную форму.
Хотя РїРёСЃСЊРјР°, полученные РјРЅРѕР№ РѕС‚ Прабхупады, специфичны Рё адресованы конкретно РјРЅРµ, РґСЂСѓРіРёРµ тоже РјРѕРіСѓС‚ читать РёС…, воспринимая РёС… как руководство Рє действию. Поэтому РјС‹ комментируем эти РїРёСЃСЊРјР°, обращаясь СЃ РЅРёРјРё как СЃ текстом шастр. Для меня РѕРЅРё, несомненно, шастры. Ученик получает указания РѕС‚ РіСѓСЂСѓ, садху Рё шастр. Рто источники трансцендентного знания. Учение РіСѓСЂСѓ – это шастры, РґСѓС…РѕРІРЅРѕРµ знание; Рё РїРёСЃСЊРјР° РіСѓСЂСѓ – это тоже шастры. Воспользовавшись логическим утверждением, согласно которому объекты, равные эталонному образцу, равны между СЃРѕР±РѕР№, можно сказать, что РїРёСЃСЊРјР° РіСѓСЂСѓ равны шастрам. Так что эти разнообразные указания – сокровищница наставлений Рѕ РґСѓС…РѕРІРЅРѕР№ жизни.
Можно было Р±С‹ спросить: «А если ученик, вместо того, чтобы задавать РІРѕРїСЂРѕСЃС‹, ответы РЅР° которые ему, может быть, трудно усвоить РІ данный момент, будет просто терпеливо ждать, РєРѕРіРґР° ответ придет Рє нему? Будет ли это терпеливое молчание благом, или ученику РІСЃРµ же лучше задавать глубокие РІРѕРїСЂРѕСЃС‹?В» Вопрошание Рё служение – РѕСЃРЅРѕРІР° обращения Рє РґСѓС…РѕРІРЅРѕРјСѓ учителю. Спрашивать необходимо, РЅРѕ это будет происходить самопроизвольно, если ученик жаждет слушать РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя. Ученик спрашивает, слушая лекции РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя Рё читая его РєРЅРёРіРё. Если РІ услышанном РѕС‚ РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя или РІ том, что написано РІ его книгах, ученику что-то непонятно, РѕРЅ может непосредственно спросить РѕР± этом. Рли же, если ученик считает, что это очень сложная тема, РѕРЅ может подождать, Рё его духовный учитель РІ должное время сам расскажет РѕР± этом.
В случае Прабхупады единственным вопросом, который он задал своему духовному учителю, было: «Как я могу служить Вам?» Никакой позы, никаких надуманных философских вопросов. Прабхупада был идеальным учеником: он просто хотел служить своему духовному учителю. Случается, что ученики в какой-то степени проявляют неискренность, стараясь показаться более умными, чем они есть на самом деле. Они могут даже зайти так далеко, что начнут проверять своего духовного учителя.
В то далекое время Прабхупада дал нам указание проводить ишта-гоштхи. Прабхупада сказал нам, что ишта-гоштхи – это «обсуждение сказанного духовным учителем». Прабхупада находился в своей квартире на Второй авеню 26, а мы сидели внизу, в бывшем магазинчике, и обсуждали.
Как-то на ишта-гоштхи Раярама завел речь о