возможность существования чего-то еще?» Я вручил себя полностью сознанию Кришны и Прабхупаде.
В другой раз я говорил еще с одним преданным, и тот сказал: «Да, это наша духовная жизнь, и у нас есть гуру, и в будущем у нас, возможно, будет другой гуру». Хотя у меня еще не было достаточных философских знаний, позволяющих объяснить, почему гуру может быть только один, я сказал: «Как у тебя может быть другой гуру?» Сама мысль об этом мне казалась предосудительной. «Нет, – продолжал я, – такого не может быть. Наш гуру – Свамиджи. Для нас нет другого гуру». Я быстро стал преданным Прабхупады.
«Бхагаватам» всегда оставался для меня, РІ каком-то смысле, теорией, РЅРѕ РјРѕР№ РіСѓСЂСѓ – это РЅРµ теория, поскольку СЏ РјРѕРі его видеть. Р РѕРЅ РЅРµ обычный РіСѓСЂСѓ. РЇ видел, что РѕРЅ – высочайший РёР· РіСѓСЂСѓ. РњРѕР№ опыт общения СЃ духовным учителем РЅРµ позволяет РјРЅРµ сдерживать передачу этого опыта РІ общении СЃ РјРѕРёРјРё учениками. Рто находится РІ моем сердце. РЇ РЅРµ РјРѕРіСѓ быть РіСѓСЂСѓ согласно «организационной» версии или решению РіСЂСѓРїРїС‹ Рѕ том, каков РіСѓСЂСѓ должен быть. Зная, сколь важное место РІ моей жизни занимает Прабхупада, СЏ РЅРµ РјРѕРіСѓ минимизировать важность влияния РґСѓС…РѕРІРЅРѕРіРѕ учителя РЅР° жизнь СЃРІРѕРёС… учеников. Духовный учитель Рё его ученики образуют любящую РґСѓС…РѕРІРЅСѓСЋ семью, РїРѕРґРѕР±РЅСѓСЋ той, какая Сѓ нас СЃ Прабхупадой была РЅР° Второй авеню 26.
В конце декабря Прабхупада получил приглашение посетить Сан-Франциско. В «Так прорастало семя» я описал, как в Нью-Йорке преданные восприняли известие о его предстоящей поездке.
В письмо Мукунда вложил авиабилет, но некоторые из учеников Свамиджи были против того, чтобы Свамиджи воспользовался им. Те, кто не мог уехать из Нью-Йорка, отговаривали Свамиджи от поездки в Сан-Франциско. Они не были уверены, что преданные на Западном побережье сумеют как следует позаботиться о нем. Свамиджи – выступающий с рок-музыкантами? Похоже, что Мукунда и его новые друзья не испытывают к Свамиджи надлежащего уважения. К тому же, в Сан-Франциско даже нет подходящего храма. Не было там и типографии, и журнала «Обратно к Богу». Зачем Свамиджи уезжать из Нью-Йорка, да еще принимать участие в такого рода мероприятиях, неизвестно с кем в этой Калифорнии? Как он может бросить их одних в Нью-Йорке? Что станет без него с их духовной жизнью? Несколько недовольных косвенным образом, робко высказали эти соображения Свамиджи, чуть ли не порицая его за саму мысль оставить их и даже намекая, что в случае его отъезда ни в Сан-Франциско, ни в Нью-Йорке дела не пойдут. Но они обнаружили, что он уже все решил. Он не принадлежал Нью-Йорку. Он принадлежал Кришне. Рон должен ехать проповедовать туда, куда посылает его Кришна. Он ни к чему не был привязан и горел желанием отправиться в путь, чтобы всюду распространять мантру «Харе Кришна».
РЇ оказался среди тех, кто был скептически настроен РІ отношении поездки Прабхупады РІ Сан-Франциско. РњС‹ говорили между СЃРѕР±РѕР№: «Зачем Прабхупаде ехать? Преданные РІ Сан-Франциско запланировали для него выступление РІ танцевальном зале СЃ музыкантами СЂРѕРє-РЅ-ролла. Р’ РќСЊСЋ-Йорке РјС‹ РЅРµ позволяли себе приглашать Прабхупаду РІ такие места. Возможно, РѕРЅРё РЅРµ ценят РїРѕ-настоящему Прабхупаду». РњС‹ были привязаны Рє Прабхупаде Рё старались как-то убедить его остаться РІ РќСЊСЋ-Йорке, РЅРѕ увидев, что РѕРЅ твердо решил ехать, РјС‹ смирились. Р’ Кришна-лиле РіРѕРїРё думали Рѕ Кришне РІ Матхуре. РћРЅРё понимали, что жители Матхуры принадлежат Рє более высокому классу общества, чем обитатели Вриндавана. РРј было жаль себя Рё СЃРІРѕРёС… отношений СЃ Кришной, Рё РѕРЅРё также думали, что Кришне РЅРµ надо туда ехать.
В последние дни второй январской недели 1967 было окончательно забронировано место в самолете, и преданные стали паковать рукописи Прабхупады в чемоданы. Ранчора, новый преданный, присоединившийся к Движению в парке Томпкинс-Сквер, собрал достаточно денег, чтобы купить билет на самолет, и преданные решили, что он должен сопровождать Прабхупаду как личный помощник. Прабхупада объяснил, что едет всего на несколько недель и хочет, чтобы во время его отсутствия все шло своим чередом.
Р’ тот день, РєРѕРіРґР° Прабхупада улетал РІ Сан-Франциско, преданные пришли Рє нему РІ комнату. Брахмананда сел возле Прабхупады, остальные преданные расселись РІРѕРєСЂСѓРі. РЇ задержался РІРѕ второй комнате, возле РѕРєРЅР°, глядя РЅР° Вторую авеню. РЇ переживал разлуку СЃ Прабхупадой, хотя РѕРЅ Рё находился РІ соседней комнате. РњРЅРµ почему-то РЅРµ хотелось присоединяться Рє преданным, беседовавшим СЃ Прабхупадой. РЇ думал: «Мое место РЅРµ там, РЅРµ РІ комнате СЃ РЅРёРј. РќРѕ СЏ чувствую, что СЏ СЃ РЅРёРј. Таковы РјРѕРё отношения СЃ Прабхупадой: служение ему РІ разлуке». РЇ РЅРµ испытывал РЅРё РѕР±РёРґС‹, РЅРё недовольства. РЇ чувствовал себя полностью преданным Прабхупаде. РЇ РЅРµ ощущал себя изолированным РѕС‚ Прабхупады или оторванным РѕС‚ него; СЏ его любил. Рто было позитивным чувством, РЅРѕ – РІ разлуке.
В «Так прорастало семя» я описал отъезд Прабхупады в Сан-Франциско:
Пока ребята ловили такси, чтобы отвезти его в аэропорт, он ждал у себя в комнате. День был серый и холодный. В батареях шипел пар. Он возьмет с собой только небольшой чемодан – одежду и книги. Свамиджи открыл стенной шкаф и проверил,