Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 42 ------

Мольба о нектаре святого имени - Страница 42

расположиться где-нибудь, лучше всего на берегу Ганги, Ямуны или другой священной реки, устроить себе место для сидения или небольшой домик, посадить туласи и перед туласи повторять маха-мантру Харе Кришна, не тревожась ни о чем» (Ч.-ч., Антья, 3.100, комм.).

Нет ли в этом ошибки – в том, что я философствую о пользе, которую я получаю от джапы, в то время как сам не испытываю экстаза воспевания? Нет, Шрила Прабхупада утверждает, что изменения в сердце преданного становятся проявленными во время его практической деятельности. Он цитирует Бхактисиддханту Сарасвати, который сказал, что внешним признаком того, что человек повторяет маха-мантру, является его непривязанность к материальной стороне жизни. Признаки экстаза во время воспевания святых имен не всегда проявляют даже маха-бхагнаваты, в то время как пракрита-сахаджии могут имитировать слезы и другие изменения в теле.

Шрила Прабхупада называет признаки устойчивого экстаза важными показателями. Согласно «Нектару преданности», к ним относятся отсутствие гордости, стремление к рациональному использованию времени, терпение , надежда на милость Господа, привязанность к святой дхаме. Поэтому мы не ошибаемся, когда верим, что, повторяя хорошие круги, мы получаем духовную пользу. Мне бы не хотелось осмеивать простую практику, при которой преданный во время повторения мантры сохраняет бдительность, правильно произносит слова, сидя с прямой спиной и не замедляя темп.

Во время часов, отведенных на джапу, в каждом храме ИСККОН идет огромная работа, до тех пор, пока это усилие совершается искренне – и не только в храмах, а везде, где преданные читают джапу и стремятся произносить и слушать святые имена. Благо от этого получают не только преданные, но и общество непреданных. Если много людей начнет повторять мантру, то это благо возрастает. В числе преимуществ, которые человеческое общество может обрести благодаря воспеванию святых имен, Шрила Прабхупада упоминает мир, материальное процветание, благоприятную политическую обстановку и искоренение преступности. Даже если мы не замечаем, как развиваются положительные качества в какой-то конкретной личности, повторяющей святые имена, или в обществе в целом, мы должны верить, что святое имя всемогуще и что его влияние возрастает.

Повторяя святые имена, человек побеждает греховные наклонности: отказывается от недозволенных половых отношений, употребления одурманивающих веществ, перестает есть мясо, яйца и играть в азартные игры. Никто не в силах избавиться от этого без милости святого имени (харер намайва кавалам… калау настй ева гатир анйатха). Даже тот, кто не может сразу преодолеть дурные привычки, все же избавляется от последствий своих прошлых грехов. «Святое имя Господа, даже произнесенное в отчаянии или случайно, избавляет от всех последствий греховной жизни, подобно тому как львиный рык прогоняет маленьких зверьков» («Гаруда-пурана», процитировано в Бхаг., 6.2.7, комм.). Если мы не совершаем преднамеренных грехов, надеясь на силу святого имени, то его произнесение приносит нам огромную пользу.

Я хотел бы скрупулезно наблюдать за своим повторением святых имен, стараться его улучшить, стараться избегать оскорблений и стараться повторять с вниманием и преданностью. Я нуждаюсь в осознании того, что мой субъективный анализ и внутренние ощущения – это еще не все. Святое имя является верховным; необходимо читать джапу с верой в это. «Лекарство, принимаемое добровольно или по принуждению, вылечит больного независимо от того, знает он о силе этого лекарства или нет. Так и святое имя Господа, произнесенное намеренно или случайно, дарует огромное благо любому, кто его произносит, даже если он не осознает его могущество» (Бхаг., 6.2.19).

Поэтому я желаю повторять имена с верой и благодарностью. «Мы опустились до отвратительного образа жизни, присущего мясоедам, пьяницам и охотникам до женщин, которые совершают все виды греховной деятельности, но сейчас у нас есть возможность повторять мантру Харе Кришна. Поэтому нам следует ценить ее» (Бхаг., 6.2.34, комм).

Шрила Прабхупада пролил на меня свою милость и спас меня, в результате чего я перестал следовать по пути самоуничтожения, но, по словам самого Прабхупады, это было милостью святого имени, которую он доставил нам по приказу своего Гуру Махараджи. В качестве гуру-дакшины Прабхупаде я буду продолжать повторять святое имя и рассказывать другим об этой практике. Когда меня спрашивают, что я чувствую во время повторения мантры, я могу признаться, что ощущаю сухость из-за своих оскорблений, но я также укажу на то, что действие лекарственного средства безотносительно.

Мой ум неукротим, несмотря на то, Шрила Прабхупада говорит, что повторение мантры предназначено для обуздания ума. Но утверждение Прабхупады не входит в конфронтацию с моим опытом. Скорее, воспевание – это единственная надежда для моего дикого ума на исправление, ибо ум «непоседлив, неистов, упрям и необычайно силен, о Кришна, и, мне кажется, укротить его труднее, чем остановить ветер» (Б.-г., 6.34).

Не рассчитывай на легкую победу. Признай, что твоя практика – это самый лучший способ достичь самоконтроля, необходимо для продвижения в духовной жизни. Нужно развить в себе смиренное отношение к собственному прогрессу в контроле над умом.

Только с помощью трансцендентного звука можно удержать ум в состоянии равновесия. Нет другого пути.

Давайте послушаем высказывания самого Шрилы Бхактивиноды Тхакура о таком оскорблении, как невнимательность при повторении святого имени:

«Человек может тщательно

Навигация:

Страница 44
Страница 43
-- Страница 42 --
Страница 41
Страница 40