Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: 64 качества Кришны
------ Страница 19 ------

64 качества Кришны - Страница 19

судя по всему, происходит всегда, - я ощущаю, что моя ираддха недостаточно глубока. Не то, чтобы я действительно сомневался в том, что Кришна - Бог, или в реальности Его лил, однако эти сомнения роятся, подобно комарам. Я должен убивать их.

Недостаток чувства лечить сложнее. Единственное лекарство - ежедневное чтение, невзирая на все мои несовершенства. Это длительный и постепенный процесс, однако со временем такое чтение уничтожит все токсины, накопившиеся за множество жизней в системах веры и чувства. «Эта "Бхагавата-пурана" сияет словно солнце. Она взошла сразу после того, как Господь Кришна, сопровождаемый религией, знанием и проч., удалился в Свою обитель. Эта пурана принесет зет людям, утратившим способность видеть в непроглядной тьме невежества века Кали» (Бхаг., 1.3.43).

Еще одно качество Кришны - почтительность. Ведические шастры провозглашают, что нет никого, кто был бы равен или превосходил Верховную Личность Бога. Шри Кришна говорит: «Будучи трансцендентным и величайшим, Я выше всех - бренных и неизменных, и потому во всем мире и во всех Ведах Меня славят как Высшую Личность» (Б.-г., 15.18). Как же тогда Кришна может считать, что кто-то из Его преданных превосходит Его и потому Он должен выражать ему почтение? Все это - лишь Его развлечения в роли одного из членов человеческого общества. Чтобы показать пример другим, Шри Кришна выражает почтение брахманам, духовному учителю, отцу и старшему брату Балараме.

Господь Кришна учит, что мы должны выражать почтение не только старшим, но и всем остальным живым существам: «Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково смотрит на ученого и благовоспитанного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда (неприкасаемого)» (Б.-г., 5.18). И хотя в зависимости от социального и духовного положения наши отношения с людьми могут быть различными, преданный ко всем должен относиться почтительно и не совершать ненужных оскорблений. Господь Чайтанья говорил, что если мы хотим повторять Харе Кришна мантру в умиротворенном и смиренном состоянии ума, то «должны выражать всяческое почтение другим, не ожидая почтения к себе».

В «Нектаре преданности» о почтительности Кришны сказано следующее: «Таким образом, лотосоокий Кришна был счастлив и чист сердцем в Своих взаимоотношениях с другими» («Нектар преданности»., гл. 21, стр. 218).

Кришна также учтив. «Учтивым называют того, кто никогда не дерзит и не ведет себя заносчиво». Кришна имеет право требовать подчинения, но тем не менее, Он никогда не нарушает общественного этикета в Своих взаимоотношениях с другими. Кришна многогранен. Когда обстоятельства требуют от Него проявления силы или даже воинственности (вспомним о Его качестве «отважный»), Он всегда справляется с этой задачей. Однако в обычных ситуациях Ему никому ничего не надо «доказывать», и Он наслаждается нежными отношениями со Своими преданными слугами. В «Нектаре преданности» говорится, что примером учтивости Кришны является то,), прибыв на раджасуя-ягъю, Он склонился стопам Махараджи Юдхиштхиры. Однако:амым удивительным было то, Кришна вы-зался омывать стопы всем прибывающим эстям. Насколько учтив Кришна! Кто из ве-и могущественных царей поступился своей гордостью и высокомерием и стал бы прикасаться к стопам такого множества людей? Кришна согласился омывать стопы гостям не из политических соображений, Он делал это из любви. Кришна - отец и мать всех живых существ, и Ему нравится заботиться о них и нести успокоение их сердцам. Несомненно, то, что Кришна омывал стопы гостям, было проявлением Его учтивости.

Другим примером учтивости Кришны являются Его слова, обращенные к Васудеве и Деваки после того, как был убит Камса. «Сразу же после этого Кришна и Баларама освободили Своих отца и мать, Васудеву и Деваки, заточенных в темницу Камсой. Кришна и Баларама припали к стопам родителей и обратились к ним с молитвой» («Кришна», ч.1, гл. 44, стр. 406).

В «Бхагаватам» (3.2.17) сказано: «Господь Кришна просил у Своих родителей прощения за то, что Они [Кришна и Баларама] не могли служить их стопам, поскольку из страха перед Камсой оказались вдали от дома. "Матушка! Отец! - говорил Он, - простите нас за то, что мы не смогли исполнить Свой сыновний долг!"

Учтивость также подразумевает мягкость и доброту в противоположность грубости и суровости. Это восхитительное качество! Мы не можем ожидать таких качеств от каждого, но садху по природе добр и мягок. И когда садху оказывается в трудном положении, его естественная природа - мягкость, терпение и милосердие - проявляется еще более ярко. Праб^хупада говорил, что человек, который чем-то обеспокоен, не готов проявлять сострадание или даже просто с кем-то общаться: «Оставьте меня в покое. Я очень расстроен». Мягкость и доброту обычные люди проявляют лишь тогда, когда у них все хорошо.

Однако святой всегда добр и сострадателен, даже если приходится проявлять твердость или применять силу. К примеру, святые кшатрии проявляли эти качества даже на поле боя. Они никогда не прибегали к грязным поступкам, противоречащим кодексу кшатриев; например, недопустимо убивать сдавшегося противника или наносить удар в спину.

Хорошие родители добры к своим детям, даже когда им приходится их отчитывать. Прабхупада рассказывал, что именно так поступал его отец. Когда Гоур Мохан Де хотел отчитать сына, он говорил: «Дорогой сынок, я тебя должен слегка наказать, так что, пожалуйста, прости меня. Даже отец Чайтаньи

Навигация:

Страница 21
Страница 20
-- Страница 19 --
Страница 18
Страница 17