Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 85 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 85

начал выздоравливать и вскоре смог молиться, как прежде. Пророк опять приснился мне и сообщил, что причиной моего выздоровления была молитва, в которой кошка просила за меня Всевышнего в благодарность за спасенного котенка, и Он услышал эту молитву» («Аттар», стр. 174-175).

2. Накануне воскресных дней и праздников святой Серафим Саровский приходил в обитель, слушал вечерню и всенощное бдение, причащался, а потом, захватив с собой хлеба на неделю, удалялся в свою пус- тыньку. Этим запасом хлеба святой отец делился с разными обитателями Саровского леса: зверями и птицами, которые собирались к его келье. Один из монастырских послушников рассказывал: «В полночное время к келье отца Серафима собирались медведи, волки, зайцы и лисицы и, вообще, разные звери; подползали даже змеи, ящерицы и гады. Подвижник выходил из кельи и начинал кормить их». Не раз видели, как преподобный кормил из своих рук огромного медведя, который исполнял его приказания и служил ему. И особенно чудным было тогда лицо преподобного: светлое и радостное, как у ангела. (Житие преподобного Серафима Саровского, современный извод, цит. По: «Угодник Божий Серафим, том. 1, стр. 55).

3. Однажды Говинда, который впоследствии стал прославленным учеником Рамануджачарьи, увидел на земле извивающуюся от боли змею, которая занозила себе глотку. Засунув туда палец, он достал предмет, который доставлял ей столько беспокойства («Жизнь Рамануджачарьи», стр. 89).

САМОИСТЯЗАНИЕ

Иногда люди, пытающиеся утвердиться на духовном пути, наказывают себя за отступления с этого пути.

1. Зу-н-Нун Мисри жил в Египте и обладал возвышенными духовными качествами. Однажды он пришел в дом к другому святому, и у двери его хижины увидел отрубленную ногу, которую ели черви. В хижине сидел одноногий молодой святой и читал молитвы. Зу-н-Нун спросил его, что с ним произошло. Святой рассказал следующее:

- Однажды я сидел дома, когда с улицы до меня донеслись шаги молодой женщины и во мне вспыхнуло желание. Я поднялся, чтобы взглянуть на нее, и в этот момент Глас Божий внутри меня с упреком произнес: «Позор на твою голову! Ты служил мне тридцать лет, а сейчас стал слугой дьявола». Поэтому я отрубил согрешившую ногу, которая переступила порог дома, подчиняясь злому умыслу («Аттар», стр. 79).

3. Билвамангала Тхакур родился в Южной Индии в семье богатых брахманов. Но, попав под дурное влияние, начал проводить все свое время в обществе женщины легкого поведения по имени Чинтамани. Однажды он пришел к ней не смотря на ужасный ливень. Чинтамани сказала ему, что если бы он так же стремился к богу, то давно стал святым. После этих слов Билвамангала Тхакур оставил все и стал отшельником. В последствии он выколол себе глаза за то, что посмотрел с вожделением на женщину.

(А. Ч. Бхактиведанта Свами. Учение Господа Капилы, стр. 288-289).

В заключение хочу сказать, что мне приходилось читать произведение, в котором автор сравнивал святых из разных духовных традиций и доказывал, что святость одного превосходит святость другого, чтобы доказать преимущество одной традиции над другой. Такие попытки противоречат самому духу святости, который представлен здесь в общих чертах и который присущ в одинаковой мере всем тем, кто удостоился особой милости Господа, общения с Ним и развил качества истинно религиозного человека: смирение, милосердие, глубокую сосредоточенность на Боге, преданность Ему.

Одна суфийская притча хорошо объясняет, почему мы порой пытаемся указывать на разницу в духовном опыте святых из разных традиций.

Несколько слепых стали ощупывать слона. Трогавший ухо слона сказал: «Слон - это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер». Тот, кто ощупывал хобот, сказал: «Он похож на прямую пустотелую трубу». А третий, который ощупывал его ногу, возразил им: «Слон могуч и крепок, как колонна». Все трое никогда не видели слона, не знали, как он выглядит, поэтому все трое ошибались.

Извлекая урок из этой притчи, мы можем понять, что нам не стоит проникаться умонастроением человека, который способен воспринять только одно из множества проявлений Бога, но при этом думает, что знает о Нем всё. Своим величием Господь превосходит каждое живое существо, и ни одно из них не способно постичь Его в полной мере, поэтому Он с радостью открывает Себя многим, чтобы в той или иной мере быть познанным каждым из них.

Сокровища сердца

«О добрейший! Сегодня я раскрыл тебе сокровищницу своего сердца, явив редкие драгоценности, хранимые в нем. Пусть их сияние рассеет тьму твоих сомнений! Храни жемчужины этой любви в сердце и не показывай никому!»

(«Према-сампута», 111)

Эти строки вынесены в эпиграф второго тома из серии «Кришна во Вриндаване» Шрилы Шиварамы Свами. Этот стих пробудил во мне ассоциации с тем явлением, которое мы называем «духовной заботой». У человека есть вера в Кришну (шраддха), но у него также есть сомнения. Его разум нечист. Сомнения, загрязняющие разум, подобно злобным и неисправимым существам, грызут его изнутри. И вдруг кто-то, чье сердце чисто от таких сомнений, потому что в нем кто-то оставил на хранение редкие драгоценности подлинной духовной жизни, по собственной воле показывает вам эти драгоценности. У вас перехватывает дух, вы не можете поверить своим глазам, потом вы начинаете верить: «О чудо!» Вы отдаете свою начальную веру (шраддху) тому, кто явил

Навигация:

Страница 87
Страница 86
-- Страница 85 --
Страница 84
Страница 83