Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 42 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 42

Жене важно быть покорной и послушной. Ее роль - зависимая. Мужчине отводится в ведической «ячейке общества» роль мыслителя, а женщине - покорного исполнителя и последователя, который делает, что ему говорят. Объясняется это слабостью разума женщины, что и ставит ее в один ряд с ребенком. Таким образом, ее зависимое положение определяется ее инфантильностью (незрелостью), которая заложена в ее природе.

Однако все эти истины имеют относительный характер. В их относительности можно убедиться эмпирически, глядя на современное общество, где «ответственные» женщины встречаются не реже, чем «безответственные» мужчины.

И мне вспомнилась конкретная ситуация, в которой Шрила Прабхупада косвенно указал на то, что инфантильность женщины - понятие относительное, а не абсолютное. Ситуация эта описана в книге Сатсварупы даса Госвами «Письма Шрилы Прабхупады».

Шрила Прабхупада захотел, чтобы его нежно любимая духовная дочь, Джадурани, находилась под опекой, и попросил Сатсварупу даса жениться на ней. Поженившись, они начали разбираться в том, что такое семейная жизнь в сознании Кришны, и стали задавать ему в связи с этим разные вопросы. Часто вопросы задавались в письмах.

Сатсварупа Махараджа приводит в своей книге письмо Шрилы Прабхупады от 20 сентября 1968 года. Сатсварупа дас, пробывший в сознании Кришны около двух лет, спросил (как он указывает в скобках, «видимо, по настоянию жены»), являются ли их отношения с женой вечными. В вопросе была такая подоплека: если эти отношения не являются вечными, то зачем они вообще нужны? Шрила Прабхупада ответил:

Наши отношения вечны. Но если кто-то отстает, несмотря на то, что наши отношения вечны, может статься, что он не встретится с другими в месте назначения. Это как в стае птиц: хотя они очень сплочены, каждая из них летит по небу благодаря собственной силе. Если одной из них не хватает сил, другие не смогут удержать ее в небе. Таков закон природы. До тех пор пока каждый из нас силен в сознании Кришны, нет никаких сомнений в том, что он сможет лететь по духовному небу, и мы наверняка встретимся. Поэтому индивидуальная сила - это самое важное. И эта индивидуальная сила появляется, в том числе, благодаря общению с преданными.

Шрила Прабхупада сказал это, комментируя брачные отношения. По существу, в соответствии с объяснениями Сатсварупы даса Госвами к этому письму, Шрила Прабхупада указывает, что успех в духовной жизни - сугубо индивидуален. Хотя мы черпаем силу в отношениях с другими, ответственность за то, чтобы достичь точки назначения, лежит на каждой конкретной личности. И это относится, в том числе, к мужу и жене.

Таким образом, духовная жизнь подразумевает, что живое существо, в какой бы форме жизни оно ни находилось, изживает свою инфантильность (незрелость) и принимает на себя ответственность.

Поэтому Шрила Прабхупада указывал, что современные семьи должны формироваться на принципе сотрудничества двух людей в сознании Кришны. Но это подразумевает зрелый подход к семейной духовной жизни, то есть зрелость каждого из членов этой семьи. Если кто-то из двоих - муж или жена - не является зрелой личностью, то участвовать в отношениях, которые требуют зрелого подхода, он не сможет. Альтернативой является брак, в котором кто-то доминирует, а кто-то играет роль, подобную роли ребенка. Кто- то из духовных лидеров подчеркивает ценность одного из видов брака, а кто-то - другого, и это очевидным образом определяется уровнем духовной зрелости тех, кому они призваны проповедовать, тех, с кем они реально имеют дело.

Зрелость и ответственность?

Слово «ответственность» зачастую ассоциируется со способностью действовать самостоятельно, принимать правильные решения. Зрелый человек не спрашивает: «А можно я сделаю то, а можно - это?» Он не колеблется, а принимает решение, с которым остальные соглашаются и которое воплощают в жизнь. Но, хотя ответственность и воплощается в делах, в основе всего этого лежит способность правильно мыслить.

Шрила Прабхупада указывает, что является признаком правильного мышления, в своих комментариях к «Шримад-Бхагаватам». Он утверждает, что настоящий преданный занимается тем, что мыслит о своих отношениях с Богом. Таким образом, духовная зрелость означает ответственность за свои отношения с Богом.

В самом деле, в каком бы теле ни находилось живое существо - ребенка, мужчины, женщины, старика и т.д., у него есть свобода воли, которая проявляется в том, что оно решает, идти ли ему к Богу или от Него. Эта свобода воли реализуется в любом положении. Хотя ребенок находится в зависимом положении, все же, согласно ведическим писаниям, само его пребывание в материальном мире определяется лишь его собственным желанием - желанием наслаждаться материальной природой. А его зависимость от тех или иных родителей и нахождение в той или иной обстановке - влиянием его кармы, то есть его собственными поступками в прошлой жизни. Таким образом, даже в очень зависимом состоянии, живое существо не освобождено от ответственности. И эта ответственность заключена в том, что у него уже есть какие-то отношения с Богом.

Вкус отношений с Богом называется расой. Раса является предметом и целью самых главных шастр. В шастрах рассказывается, как можно принять ответственность за свою духовную жизнь, установив личные отношения с Богом.

Хотя бытует выражение «возложить ответственность», все-таки, если рассуждать об ответственности за отношения с Богом, это выражение не

Навигация:

Страница 44
Страница 43
-- Страница 42 --
Страница 41
Страница 40