Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 110 ------

Химавати даси - О чём говорит сердце - Страница 110

учителя, и слуги, а не господа.

Когда мы произносим любое обвинение в чей-то адрес, нужно уметь сразу адресовать это обвинение самим себе. В данном случае Вы произносите обвинение: «Обычно он не слышит, что ему говорят». Скорее всего, это происходит в знак протеста против того, что вы категорически против его позиции. Этот человек отождествляет себя сейчас с умом, а потому воспринимает то, что вы против его идей и планов, словно вы против него. Поскольку в этом активное участие принимает его эго, он будет упорствовать, и стоять на своем.

***

Необходимо сделать так, чтобы у него не было ощущения, что вы против него. Для этого нужно глубже проанализировать его позицию, выделить в ней разумные стороны, согласиться с ними, а потом объяснить, с чем вы не согласны. Например, он говорит: «Я хочу бросить работу, потому что не хочу, чтобы в моем сознании были примеси кармы». Вы видите, что идея правильная, но не своевременная. Нужно сказать: «Идея замечательная, но с нашей точки зрения в данный момент это не осуществимо. Не исключено, что это станет возможным через полгода». Обязательно нужно увидеть в его словах позитивное зерно и принять его. Общаться с ним надо, как с другом, а не как с врагом, как с душой - то есть с тем, кто пытается построить свои отношения с Богом, а не как с умом. Поскольку, если вы отождествляете его с умом, то это означает, что вы тоже отождествляете себя с умом. На уровне ума трудно достичь единства. Это достигается на духовном уровне. Нужно стараться достичь этого уровня. Только потом переходить на обсуждение того, что вас разделяет. Таким образом можно примирить разные стороны.

***

... С моей точки зрения, нужно... избежать оскорблений и того, чтобы человек был обижен. Отношения человека с Богом важнее всего. В данном случае проблема состоит в том, что этот человек не может понять правильно, каковы его отношения с Богом, как строить их. Это не означает, что нужно поссорить его с Богом окончательно, лишив его всех шансов. Я тоже основываю свою точку зрения на печальном опыте. У нас в 1995 году была подобная ситуация, в результате которой у нас «ампутировали палец» в количестве несколько преданных. Один из них, бывший лидер, до сих пор обижен. Представляете, человек уже лет десять обижен на преданных, не прощает их и несчастен из-за этого. Это просто трагедия. Я исхожу из того, что нельзя допускать подобного.

Один старший преданный приложил руку к тому, чтобы ампутировать этот палец. Лет восемь спустя, он попытался извиниться перед тем, кто ушел, но тот до сих пор считает его своим врагом. И еще несколько людей до сих пор настроены против этого преданного. Хотите ли вы, чтобы люди ненавидели вас и чтобы вы остались на всю жизнь с кем-то непрощенными врагами? Это стало реальностью в нашей ситуации.

***

Членство в ИСККОН - это не сварупа. Человек, прежде всего душа, связанная отношениями с Богом, а вовсе не член ИСККОН. Поэтому исходить из «интересов организации», помогая человеку в его попытке разрушить отношения с Богом - это не совсем духовный подход. Цель ИСККОН приближать человека к Богу, и ИСККОН должен быть сострадательным в своих попытках делать это, а не быть судьей людям. Настоящие садху сострадательны и нацелены не на разделение, а на объединение. Они могут объединять людей любого уровня духовного развития. Хотя я прочла утверждение, что этот человек - неофит, как вы можете доказать, что сами не неофиты? Только сумев отнестись к нему с пониманием и состраданием, что приведет к миру. А иначе это ссора одного неофита с другими неофитами, которая способна привести к долговременному конфликту.

Поскольку этот человек ошибается, он уже несчастен. Не нужно делать его еще более несчастным, отвергая его и круша перед ним все мосты. Вы можете себе представить, например, что было бы, если бы к Вам в ятру приехал Радханатха Свами, чтобы разрешить эту ситуацию? Он обнял бы каждого, подбодрил бы каждого, и все были бы довольны. Бог и чистые преданные принимают всех и тем самым примиряют всех. Нужно стремиться к этому самим, если нет возможности разрешить конфликт с помощью умиротворенного чистого преданного. Если трудно сделать это сразу, нужно дать себе время на то, чтобы глубже осмыслить ситуацию и суметь решить все мирным способом. Часто люди торопятся все решить, но поскольку они в страстном настроении, у них ничего не получается. Если постараетесь успокоиться и настроиться на то, чему Кришна хочет научить вас в данной ситуации, на то, что нужно разрешить конфликт в благости, так оно и произойдет. Надеюсь, вы извлечете из этих высказываний пользу.

О поклонении и восхвалении

Недавно я сказала преданному, который для меня является шикша-гуру, что для меня он гуру и всякие другие приятные слова. У меня было на сердце легко и приятно, когда я ему об этом говорила. Я говорила то, что сознавала, и мне казалось, что все правильно. Но он написал мне в ответ: «Пожалуйста, не смущайте меня, называя трансцендентным. С