Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 18 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 18

людям нравится. Есть даже такой вид музыкального искусства, называется экспромт, когда люди просто садятся и начинают что-то играть, то, что потом записывают на магнитофоны, издают в виде нот, хотя они это сыграли, когда в первый раз сели за рояль. Спонтанность высшего порядка. Точно также мы можем привести пример по отношению к управлению самолетом. И если, кому-то неподготовленному сесть за управление самолетом, что случалось в истории авиации, спонтанно управлять самолетом, нажать не на ту кнопку, то мы знаем, что после этого самолет мог упасть вниз. Требуется большая и очень строгая подготовка, чтобы человек мог научиться правильно, автоматически на нужные кнопки нажимать. Точно такое же соотношение существует между вайшнавским этикетом и вайшнавской этикой. То есть этикет может привести нас к какому-то спонтанному, правильному поведению по отношению ко всем окружающим нас людям, не только к вайшнавам. Вот такое соотношение между одним и другим перетекает ко второму вопросу, который я хотел бы обсудить в начале. Это вопрос, почему мы задаемся целью понять каково правильное поведение по отношению к не преданным. Ананта Кришна прабху спросил: «Почему не по отношению к преданным, правильно было бы вести себя по отношению к преданным?» И мы сегодня с ним разговорились о том, что опять же не могут быть два типа сострадания. Не может быть так, что для вайшнавов было сострадание, а для людей не было. То есть сострадание оно или есть, или его нет. У вас не может быть видение для одних людей и слепота для других. Мы не можем слышать одни звуки и не слышать другие звуки. Ну, разумеется, у нас есть ограничения воспринимаемого спектра звуковых волн. Но это означает, что у нас есть сострадание к кому-то, сама способность сопереживать. Это истинное сострадание должно распространяться на всех. Оно, может, конечно же, быть разной по степени проявления, по глубине, по устойчивости, но, тем не менее, оно или есть или его нет. Если же у нас сострадание проявляется только по отношению к вайшнавам, то это, скорее всего, что-то вроде объединения людей, которые создаются вокруг общих целей. Например, преступные группировки, где все проблемы решаются очень просто, люди готовы помогать друг другу бескорыстно, где твои интересы защищают, помогают, ценят. Но почему? Потому что их объединяет общие какие-то преступные цели. Мафия, круговая порука. И если у нас только сострадание к вайшнавам, сочувствие, сопереживание, а ко всем остальным пренебрежение, то это означает, что в принципе наше знание и наше восприятие относится к гуне страсти. Мы просто принимаем кого-то за своих, потому что они чем-то нам помогают жить. Потому, что они нам дают что-то за это. И поэтому мы их поддерживаем и помогаем. Поэтому Кришна говорит в БГ, описывая различные знания: « Знания в гунне благости отличаются тем, что хотя человек замечает разницу в телах живых существ, но он видит единую духовную природу……? В этом стихе Кришна создает целый спектр, как вот в математике есть такой способ записи чисел от 0 … до 10 или промежуток от 0 до 10, и Кришна создает такой же промежуток. Самое лучшее положение в обществе от брахмана, который отличается и знанием и смирением одновременно обладает. Брахман должен иметь и то и другое, потому что одно без другого большого смысла не имеет. Знание без смирения большого смысла не имеет, смирение без знания тоже не очень ценно. И вот весь промежуток нужно рассматривать одинаковым образом, видя в них одинаковую природу. Это означает, что такой человек от них ничего не ожидает и не ждет и не требует. Или ожидает одного и того же от всех. Что тоже возможно, как вариант. Например, проповедник. Как к Шриле Прабхупаде пришел индиец и сказал: « Свамиджи, Вы же постоянно ругаете людей, называя их ослами, собаками. Почему же Вы не видите всех равными, Вы же должны всех видеть одинаково»? Прабхупада ответил: « Я еще не на том уровне нахожусь. Я только повторяю то, что говорил Кришна в БГ, говорили предыдущие ачарьи повторяя это всем, однако, повторяя это всем, даже кого-то, ругая, я даю вам всем Кришну. То есть в этом моя миссия. Через некоторое время, преданные заметили этого индийца, выходящего из комнаты Шрилы Прабхупады и, бормочущего себе под нос: « Странно, Свамиджи, оказывается, всех видит равным образом». Он всем дает одно и тоже сознание Кришны. Вот такое знание Кришна описывает, как знание в гунне благости. Когда человек видит одну единственную духовную природу. Он никого не исключает из сферы своих интересов, Он не исключает из своей семьи, другими словами. Он со всеми видит свою связь. Но человек в гунне страсти видит различия. Одно живое существо и другое живое существо для него разные. Разные принципиально, между ними нет ничего общего. А их интересами я могу пренебречь, без какого-либо ущерба для себя. Могу забыть про них. Могу общаться с ними, как угодно, как с вещью. Поэтому сострадание не может быть, если оно есть, не может быть по

Навигация:

Страница 20
Страница 19
-- Страница 18 --
Страница 17
Страница 16