Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 17 ------

Мадана-Мохан пр - Вайшнавский этикет - Страница 17

Как они относятся к людям? Все разделяется на своих и чужих.

Как они относятся к внутреннему миру? Бескомпромиссно.

Вопрос…..

Есть в мире благо, и есть Бог. Какое соотношение между Богом и благом? Как мы считаем: «Хорошо то, что Богу нравится? Или Богу нравиться все хорошее»? Одна точка зрения хорошо то, что Богу нравится, а другая точка зрения Богу нравится все хорошее. Разница понятна? Это принципиальный вопрос для философии религиозной этики. И вайшнавская философия отвечает на этот вопрос очень просто и совершенно. Эти две разные точки зрения превратились в две разные системы этики христианства и других религиозных школ. И мы покажем, что принадлежим к одной из них или не принадлежим.

3.1. Высший вопрос ведической философии, над которым, собственно говоря, ломают головы все философы изучающие этот вопрос. Этот вопрос заключается в том, откуда берутся этические нормы? От куда в нас берется понятие, представление, что хорошо и что плохо? Как мы можем отличать одно от другого? Это вопрос принципиальный. Мы к нему уже несколько раз косвенно подходили. Мы говорили, что есть разные философские системы, разные мировоззрения, и они отвечают на этот вопрос. Но, если капнуть немножко глубже, то мы увидим, что в нас самих есть некий критерий, некая способность, какое-то врожденное 5 -ое, 6-ое чувство, которое позволяет нам говорить с большей или с меньшей степенью уверенности что хорошо и что плохо. Даже выбирая между философскими системами, которые мы уже потом кладем в основу нашего мировоззрения. Это основной вопрос, который мы должны обсудить сегодня. Будет достаточно много философии, но таблицу мы закончим заполнять. Прежде, чем мы начнем, я бы хотел сказать пару слов о вопросах, которые возникли вчера и позавчера. Сегодня мы разговаривали с одним преданным о взаимоотношениях этики и этикета. И он совершенно обоснованно сказал, что мы не должны принижать значение этикета, он также совершенно необходим. Я был очень благодарен за его замечание и хотел сказать, что мы не в коем случае не отвергаем этикет, как нечто неважное, внешнее, ненужное, формальное. И то и другое совершенно необходимы. Связь между ними примерно такая же, как между панчаратрика и бхагавата-видхи. Бхагавата - видхи заключается в слушании, в воспевании Святых Имен, общении с вайшнавами. Господь Чайтанья говорит, что в принципе нет никаких строгих правил и предписаний для воспевания святых Имен. Однако мы знаем, что твердые правила и предписания есть. Когда мы даем обеты, нам говорят о 16 кругах, о 4-х регулирующих принципах, о распорядке дня определенном и т.д. Все эти вещи помогают нам максимально воспользоваться благом, которое может дать нам слушание и воспевание в обществе преданных. Иначе нет никакой необходимости в ней. Даже в инициации нет никакой необходимости, как Джива Госвами говорит. Нет необходимости получать посвящение, Святое имя не зависит от посвящения. Кто из нас получил посвящение в первый же день, когда мы пришли в сознание Кришны? Никто. А кто из нас не получил ровно счетом никакого духовного блага до момента получения посвящения от воспевания Святых Имен, от общения с вайшнавами? Так значит, действует без посвящения. Как говорит Джива Госвами: «Однако, мы полным благом воспользоваться не сможем, потому что вероятнее всего наша обусловленная природа возьмет вверх над нашей освобожденной или стремящейся к освобождению. И мы начнем использовать счастье, которое приходит в результате преданного служения, блага, которые приходят в результате него, положение, все остальное для собственного удовлетворения». Когда мы, например, слушаем о мальчиках пастушках, как они там, в лесу с Кришной едят разные, вкусные вещи. Прабхупада описывал меню Кришны: там пирожки из чечевицы, кабачки, сваренные в молоке. Наверно, после такого пира, как сегодня, у слушателей эти описания не производит такого полного эффекта. Когда мы голодны и поем этот бхаджан, то у нас возникает условный рефлекс, который Павлов изучал в свое время. Мы не думаем, как бы мне здорово было бы самому приготовить что-нибудь такое же для Кришны или как было бы здорово Ему подавать. Мы думаем, как здорово попробовать это все, ну, и в обществе Кришны тоже было бы не плохо. Скорее всего, когда мы слышим описание о танце - раса, то исподволь мы можем подставить себя на место Кришны или вместо гопи. В зависимости от того, в каком материальном теле мы оказались. Поэтому существует спонтанность. Конечно же, мы говорили, что этика должна стать спонтанной, спонтанным велением нашего сердца. Определенным откликом души на окружающее, точно так же, как мы одергиваем палец от огня. Есть 2 вида спонтанности. Есть низшая спонтанность и высшая. Если скажем, например, какой-нибудь маленький мальчик сядет за рояль и начнет на нем что-нибудь спонтанно играть. То, скорее всего, с большей вероятностью можно предположить, что большей части аудитории это не понравится. Кроме, может матери. Эта спонтанность ничего хорошего не несет. Спонтанные люди проявляют вот такие неосмысленные поступки. Но если он, например, пройдет определенную систему обучения и, в конце концов, это приводит к тому, что ты можешь сесть и начать играть спонтанно. И уже это спонтанность

Навигация:

Страница 19
Страница 18
-- Страница 17 --
Страница 16
Страница 15