Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 122 ------

Джаядев дас - Никогда не говори что умрешь - Страница 122

Музыка», так что прошу вас обратить на них внимание.

Весёлый барабан (энергия порождает энергию)

Весёлый барабан — прелюдия к йоге барабана. Я разработал её для ознакомления новоявленного барабанщика с инструментом, научить его плавно переходить на разные уровни энергии и выстраивать динамику группы. А за ней следует:

Йога барабана

Во-первых, слово «йога» означает «связываться», «соединяться», «скреплять». Цель йоги состоит в том, чтобы научиться управлять умом

Джон Ричардсон (Джаядев дас) • Глава 24

291

и чувствами, а затем постепенно переходить к медитации на выбранную тему.

В соответствии с рекомендациями Вед, нужно сесть в уединённом месте, попытаться освободить ум с помощью мауна враты (молчания), сведения на нет деятельности чувств, и совершения аскезы в виде поста. Это первый вариант. Конечно, его можно попробовать, однако многим такая практика покажется слишком сложной. Потому я предлагаю вашему вниманию Йогу Сверхдуши, которая прекрасно работает при иных условиях. Вместо того, чтобы ограничить или свести на нет деятельность чувств и ума, мы, напротив, занимаем и направляем их, что более приятно и легко достижимо.

Во всех религиозных культурах ритм — основа всех основ, на которой зиждутся все молитвы, заклинания и мантры. У всего живого есть свой ритм. Ритм оживляет, его можно получить и передать. Когда мы проходим мимо магазина, откуда раздаётся ритмичная музыка, с нами могут произойти две вещи — мы либо останавливаемся и входим в него, либо проходим мимо, но наш шаг приспосабливается к ритму этой музыки. Есть разные музыкальные размеры 2/4, 3/4, 4/4, 5/4, 6/4 и 12/8, такое ощущение, что ими владеют какие-то личности, которые придали своим уникальным формам такие своеобразные ритмические оболочки.

Только за прошедшие 10 лет я по истине наслаждался прекрасным миром ручных барабанов. Для одной из записей на «New World Music» я играл на джамбо, дарабоке, конго и бодране. Я был одним из первых последователей движения Харе Кришна, кто вёл харинаму (воспевание святых имён в публичном месте или на улице), играя на джамбо. В наши дни в большинстве храмов всего мира вы обнаружите несколько джамбо, замыкающие и поддерживающие замысловатые стили традиционной игры на мриданге. И всё-таки этот инструмент, благодаря присущей ему силе и большой фактуре, может с лёгкостью забить другие инструменты, из-за чего расстроится духовный ритм. Именно по этой причине крайне важно, чтобы те из вас, кто занимается йогой барабана, развили, вначале чувствительность как к другим музыкантам, так и к самой музыке.

Барабаны, в основном, — это вспомогательные инструменты, второстепенные по отношению к голосу и мелодии. Вас должны не просто слышать, вас должны слушать, ощущать и подстраиваться под вас. Спросите себя, что в идеале нужно вам самим: громкость или темп. Помните, чем проще, тем лучше. Удерживание ритма и поддержка. Мы не хотим слушать, как вы быстро и виртуозно играете. Это может понравиться вашему эго и превосходно в качестве разминки, но мы преследуем

292

Никогда не говори, что умрёшь

духовные цели — понравиться Богу и преданным Ему душам. Это вовсе не рок-н-ролл, это бхакти-йога. Здесь я обращаюсь к самому себе.

Как правило, многие киртаны начинаются медленно и погружено, поэтому держать ритм достаточно просто. Если вы не можете правильно играть в каком- то определённом месте,— не играйте, так как вы можете сбить концентрацию ведущего киртании. На практике, в течение часа темп и интенсивность могут усиливаться, и игра на барабанах начинает превалировать. Но стоит помнить, что происходить это должно только по воле ведущего киртании. Барабанщики удерживают и усиливают, но не ведут.

Хорошая метафора для духовной жизни — видеть себя в качестве смиренного слуги большого целого. В общем, всё, о чём я вам рассказал, имеет отношение, прежде всего к тем, кто хочет участвовать в киртане.

К тому же йога барабана используется в качестве инструмента соединения ума/тела со сладостным нектаром мантры. На практике используются только барабаны. Нам не нужны ни певцы, ни другие музыканты, ни смена темпа. Иными словами, если вы произнесёте, значит, вы сыграете.

Соответственно йога барабана —это сочетание рук и языка. Произносимые звуки или слова копируются вашими руками. Если есть выбор барабанов, в качестве оптимального варианта предлагаю джамбо. Для исполнения какой-то одной части мантры мы используем середину барабана с басовым резонансом, а для тенора или более высокого звука барабана, как правило, мы используем боковые стороны.

Например, если это мантра: Нитай Нитай Нитай Гоур, то конфигурация такая: сторона сторона сторона середина.

Если мантра такая: Гоур, Нит-ай. Гоур, Нит-ай, Гоур, Нит-ай. Гоур, тогда помещаем руки на середине: середина, сторона, сторона, середина, сторона, сторона, середина, сторона, сторона, середина.

Как всегда, мы используем систему «призыв—ответ». Как только певцы-музыканты входят в ритм мантры, они могут погрузиться в исполняемые ими Святые Имена.

Эти молитвы исходят из духовного мира и их природа — вечность, знание, и блаженство. Ради изучения йоги барабана с материальной точки зрения мы можем рассматривать мантры, как состоящие из четвертей и восьмых нот. Следующие мантры, состоят из шестнадцатых, четвертей и восьмых нот. Так как четвёртая нота —это один полный удар, а восьмая нота —его половина, то две восьмые ноты приравниваются к четвёртой ноте. Вот мантра, состоящая из шестнадцатых и четвёртых

Джон Ричардсон (Джаядев