Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 7 ------

Григорий Гая - Несгибаемый - Страница 7

А связано это с особыми историческими обстоятельствами, вызванными политикой Москвы в отношении Прибалтики. Вы ведь знаете, что влияние компартии в Латвии стало превалирующим лишь после 1939 года, когда эта страна перешла в статус республики — если можно так сказать, понизилась в ранге.

Вскоре после моего приезда туда я услышал в студенческой столовой беседу нескольких молодых людей. "Рига, — говорили они, — славна своими традициями средневековья и духом мистицизма. У нас до сих пор есть колдуны, и существует много тайных мистических обществ. В рижских зданиях много потайных ходов и таинственных местечек".

Позже я узнал, — продолжал Святослав, — что до присоединения Латвии к СССР ее правительство не мешало действовать христианам. Кроме того, оно не /мешало последователям Рериха и Блаватской. Немало русских эмигрантов и латышей свободно практиковало там йогу. А когда страна стала республикой, в ней, конечно, как и в любой атеистической стране, дискриминация верующих нашла свое место. Но все же эту дискриминацию нельзя было сравнить с гонениями на верующих, которыми отличился СССР во втором и третьем десятилетиях XX века...

— Вот без этого, Зощенко!

— Но это так. И поэтому даже после присоединения Латвии к Советскому Союзу в республике действовало немало костелов, кирх и церквей. Там ежедневно звучали органы, хоры и голоса проповедников.

Святослав рассказывал, а Максимов слушал, будучи несколько озадаченным эрудицией вайшнава, который совсем не походил на забитого сектанта. "Быть может, действительно, — агент? Смотри, как подкован!" Несмотря на это предположение, врач чувствовал к нему симпатию, которую испытывают по отношению к людям убежденным и смелым. Святослав продолжал:

— В предвоенный период власти Латвии кроме нейтрального отношения к христианам и йогам проявили также лояльность к оккультной, йоговской и ведической литературе. Большей частью это были книги, переведенные с разных языков, их издавали на русском некоторые прогрессивные просветители. В частности, Николай Новиков, живший при Екатерине Второй, который является первым российским издателем "Бхагавад-гиты".

— Насколько мне известно, эта книга — единственный канон вашей религии бахти?

— Бхакти, доктор. "Бхагавад-гита" — лишь один из ряда главных канонов. Так вот, в Риге книги хранились в государственных архивах. В России, на Украине немало подобных трудов уничтожено или сокрыто от глаз народа, но в Латвии к ним был доступ, и адепты разных учений тайно копировали их. Или, подкупая архивариусов, они делали книги достоянием своей религиозной группы.

— Что, крали?

— А Вы не всегда верите своим ушам? С согласия хранителей архивов. Таким образом, в Риге вращалось немало разнообразной литературы по йоге, оккультизму и религии. Люди, жаждущие познать свое "я" или стремящиеся к могуществу мистика, или желающие иметь отменное здоровье, могли без особого труда все это найти. Соблюдая конспирацию, они собирались в квартирах и подвалах, чтобы делиться духовным опытом и читать книги. В этих кругах большим авторитетом пользовался мой таксист. Он слыл продвинутым йогом и мистиком, имевшим трансцендентные* видения. Его признавали учителем, способным много рассказать о здоровье, о разных видах дыхания и об асанах — йогических позах.

— Знаю, практиковал я одну позу. Позу льва против хронической ангины. Помогало, но когда я с громким хрипом выпускал воздух, мою первую жену это нервировало. Она закрывалась в ванной и включала воду. Стала думать, что я немного того.

— Данная асана — действительно сильная, она хорошо помогает от ангины. Мой таксист знал много таких поз. Он занимался йогой с шестидесятых годов, был вегетарианцем почти десять лет! Он-то и познакомил меня с бхакти-йогами, или, как они себя называют, — вайшнава-ми — преданными Кришны. А они, в свою очередь, рассказали мне о своем вероучении, которое сразу мне понравилось. Хотите узнать великолепную философскую концепцию Вед?

26

- Хочу, - ответил Максимов, — люблю все великолепное. Например, покушать, когда голоден. Заходи после обеда.

Тут в дверь постучали. Мимо Святослава проплыл поднос, поддерживаемый секретарем. На нем дымился горячий компот и стояли блюда с яблоками, салатом и бутербродами. В большой тарелке плавал чей-то хвост. Святослав откланялся и пошел в столовую, но там его ждало разочарование. Бесполезные суп с рыбой и каша, приправленная свиным жиром. Взяв три положенных кусочка хлеба, он сел за свободный столик. Затем в уме вознес Богу молитву и стал жевать хлеб, запивая его несладким киселем. После этого он вышел в сквер.

— Глава 5 — ЛЕБЕДЬ В ШТОПОРЕ

Лебедь с нетерпением ждал встречи со Святославом. Круг товарищей по больнице, которые уже по сотому разу пересказывали анекдоты и приключения, до смерти ему надоел. Они не в силах были говорить о чем-нибудь другом или молчать, и это обстоятельство было невыносимо.

Наверное, полтора года прошло с тех пор, как все компании, которые Лебедь знал, опостылели ему. С тех пор он старался встречаться с товарищами лишь по мере необходимости — чтобы достать вместе деньги. После этого он покупал наркотик и уединялся, уезжая в какую-нибудь глушь, снимая там квартирку или домик. Он брал с собой несколько книг, магнитофон, десяток кассет с записями рока и радиоприемник, чтобы слушать зарубежное радио. Он находился в берлоге до тех пор, пока не заканчивался опий. Последнюю дозу он принимал перед

Навигация:

Страница 9
Страница 8
-- Страница 7 --
Страница 6
Страница 5