нравственный облик
человека. Возможным это становится благодаря сопереживанию
зрителя с артистом. Зрелые актеры, развившие наблюдательность,
память, впечатлительность, воображение, ум, эстетический вкус,
10 П Р Е Д И С Л О В И Е
чувство ритма, музыкальность и научившиеся в немалой степени
владеть голосом, мимикой, чувствами и движениями, — такие
актеры способны перевоплотиться в героев драм. В пьесах высо-
кого уровня кудесники игры умеют метко обнажить человечес-
кие недостатки, вызвав отвращение у зрителя, что побудит его не
заражаться продемонстрированными пороками либо, если пороки
уже вжились в его натуру, избавиться от них. Дар артистов также
позволяет им правильно изобразить величественные, благород-
ные деяния и настроения, отобразить дух подвижников и глубину
любовных переживаний. Поэтому зритель, сведущий в языке
театра, а также наученный превращаться в соучастника спектакля
отданием всего внимания зрелищу, — не только способен освобо-
диться от мелкого и наносного, в которые его втягивает несущий
его поток повседневности, но более того, — зритель может обо-
гатиться новым, поднимающим его жизненным опытом, то есть,
усовершенствовать характер.
БЕСЦЕРЕМОННЫЙ КОНВЕЙЕР НАСТОЯЩЕГО
Отклонив ненадолго курс предисловия на реку повседневности,
в чьем русле бежит вода текучки, — заметим, что лента реки явля-
ется пограничной полосой страны прекрасного, простирающейся за
ней. С определенной точки зрения мощная энергетическая струя
текучего настоящего стремится отобрать у человека возможность
размышлять о величественном и героическом, совершенном и
вечном, возможность, ему данную человеческим сознанием. Кон-
вейер времени, мчащий нас в своей ленте в будущее как киноро-
лик, мешает нам остановить внимание на спокойных, не несущихся
вскачь часах, днях, отданных размышлениям о прекрасном и высо-
ком, посвятить их самоосознанию, и мешает установить внимание
на истой красоте, духовности и развитии души. Но всякий человек,
как говорит всякий философ и эстетик, тем и не похож на живот-
ное, что силен занять себя и нуждаем в удовлетворении своих
духовных потребностей. Способен не только есть, спать и удовлет-
11 ворять свои биологические потребности. Когда он осознает такую
возможность, великий дар, сопутствующий нашей жизни, словно
компенсация за нелегкость человеческой доли, он находит в себе
особую силу. Он уже может вырываться раз от раза из экспресса
времени, чтобы совершать попытки взглянуть на окружающее с
точки зрения прекрасного и духовного. Регулярные целеустрем-
ленные усилия дают ему нравственное очищение и возвышающее
обновление себя как личности.
ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ
Книга «Любовь свежа, когда загадочна» говорит категориями
прекрасного. В ее основании лежат краеугольные камни древнеин-
дийской драматургии. Впервые систематически индийское учение
о театре было представлено мудрецом Бхаратой Муни в Натья-
шастре, куда кроме того вошли трактаты о музыке и хореографии.
Этот древний эстетик и его последователи учили, что должным
образом подготовленный любитель театра, созерцая спектакли,
разыгранные грамотными актерами, черпает новый опыт, расши-
ряя, углубляя и, наконец, уточняя миропонимание. Такой эффект
имеет место, поскольку зритель переживает настроения, неиспы-
танные им до сценического представления и настроения, когда-то
им испытанные, например, в безмятежном детстве, но со временем
засыпанные илистыми осадками реки повседневности, отражае-
мые зеркалом чувств актеров, пристально всмотревшихся в своих
героев. Таким образом, он получает освобождение от невежествен-
ных суждений, замещая их истинным пониманием самых разнооб-
разных явлений и чувств. Положим, утрированная оценка мужчи-
ной женской худобы, толщины или черноты кожи превращается в
объективную, и вот дама уже видится судящему о ней стройной,
полной или смуглой; либо отображенные в чьем-нибудь вогнутом
зеркале ума недалекость, слабость и трусость монаха, заперевше-
гося от мира в пещерный гроб, предстают перед зрителем как даль-
новидность, сила духа и смелость.
12 П Р Е Д И С Л О В И Е
Древнеиндийская теория театра описывает этикеты и виды
отношений между враждебно расположенными друг к другу
людьми, нейтрально расположенными, слугой и господином,
друзьями (подругами), родителем и ребенком, женой и мужем,
любовницей и любовником. Эта драматургия дает представление
о свойственных этим связям настроениях и их чистых выражениях.
Это проявления прекрасного, комического, трагического и других
эстетических категорий с их настроениями изумления, ликования,
комизма, гнева, страха и сокрушения; это проявления порожда-
емых ими эмоций в чистом виде, либо в смешении переживаний
вкусном или невкусном, которые в итоге выливаются в сообраз-
ные поступки. Отчетливый и богатый язык красноречивых жестов,
мимики, символов и поэтической речи позволяет зрителю, осво-
ившему их значение, правильно воспринимать, а затем оценивать
происходящее на сцене. Например, грамотные индийские певцы
всех времен, если они к тому же были чувствительны, могли петь
такие мелодии и песни, в которых на каждую ноту и многочислен-
*
ные микротона ведической нотной гаммы (в согласии с текстом,
если это была песня) соответствуют определенные человеческие
эмоции. Поэтому квалифицированный слушатель по их лицам и,
вникая в музыку, безошибочно различает смысл композиции, зна-
комясь с тем, о чем поведал в своем душевном монологе сочинив-
ший его композитор. Так те, кто принимал учение Бхараты Муни и
воплощал его в своей жизни, могли, развив свои чувства, добиться
правильных взаимоотношений с современниками во всех сферах
жизнедеятельности.
* В интервалах между нотами ведические микротона более