Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 57 ------

Враджендра-сута дас - 7 золотых правил духовного роста - Страница 57

нее окончательно.

С таким пониманием, т.е. видением пчелы, гораздо легче и быстрее можно развить в себе такие необходимые нам качества как терпение, смирение, сострадание и любовь к ближнему. В этом случае, мы должны быть подобны врачам, который не ужасается при встрече с больным, у которого много ран, болячек, и других запущенных заболеваний. Настоящий врач обычно с состраданием относится к любому больному и начинает заботливо лечить его. Наши собственные пороки и несовершенства других – это те же «болячки», которые делают нас тяжело больными пациентами материального мира. Иисус Христос говорил об этом так: «Не любите грех, а не грешника!» Если нас в жизни что-то не устраивает, сильно удивляет и очень беспокоит, или, если нам трудно согласиться с каким-то неподобающим поведением других людей, можно просто сказать себе: «Кто я такой, чтобы судить о людях и обо всем происходящем? Это просто мои фантазии и удобные, лишь для меня одного, не разумные выводы. Бог всему судья, Он все знает и всех рассудит! Все остальное – это просто не мое дело». А окончательный вывод этому подводят библейские высказывания: «Кто сам без греха, пусть первым бросит камень», и «В чужом глазу соринку видим, в своем - бревна не замечаем».

Как-то раз, гуляя по берегу, глубоководной реки, богатый и знатный чиновник, изрядно выпив, сорвался с обрыва берега, и упал прямо в реку. На глазах у всех он стал тонуть, и проходивший мимо благочестивый человек, не раздумывая, бросился на помощь утопающему. Вытащив его, и удостоверившись в безопасности чиновника, человек, хотел было уйти, но тот остановил его. Отдышавшись, придя в себя от похмелья, и почувствовав себя вне опасности, он решил отблагодарить своего спасителя, и на удивление всем, небрежно протянул ему, мелкую денежную купюру.

Толпившиеся вокруг люди возмутились неблагодарностью чиновника и начали с пренебрежением осуждать его за такую мелочность. Но человек, сразу заступился за свою жертву сказав:

- Пожалуста, прошу вас, оставьте его в покое. Лучше пожалейте его, ведь каждый лучше знает себе цену.

Удивленные мудростью, великодушием и храбростью молодого человека, люди согласились с ним, и каждый сделал для себя вывод: действительно, зачем ругать того, кто жаден и греховен, ведь он сам наказывает и унижает себя в глазах других.

6.7. С дурной привычкой нельзя растаться, ее можно только одухотворить.

Невозможно долго делать то, чему приходиться себя постоянно заставлять. От любой аскезы, не подкрепленной правильным пониманием и высшим вкусом, обычно приходит противоположный результат – гордость, надменность, тщеславие, раздражительность, чувство ущемленности и т.д. Когда ограничения на чувственные наслаждения принимаются без знания, высшего вкуса или из фанатизма, вместо того, чтобы сердце человека становилось чище и мягче, оно становится жестким, неудовлетворенным, черствым и закрытым. Более того, в уме, срабатывает закон «запретного плода»: чем больше запрещаешь себе что-то, тем больше будешь склоняться сделать это. А когда делаешь то, чему внутренне поставил запрет - это вызывает обиду, гнев, и бунтарский дух против самого же себя. Таково свойство обделенного и не одухотворенного ума: сначала он вдохновляет нас на нарушение запрета (т.е. на чувственое наслаждение), а потом начинает либо оправдывать себя, либо ругать, унижать и наказывать, возвращаясь к старым привычкам с еще большей силой. Все это результат искусственного подавления чувств и не правильного отношения к духовной практике.

Это же является и критерием духовного прогресса: увеличение чувства счастья от принятых на себя ограничений, говорит о том, что духовное развитие идет в правильном направлении. И наоборот, если человек, все время не удовлетворен своей духовной практикой, то, даже формально выполняя свои духовные обязанности, он фактически не очищается, а все больше становится неудовлетворенным. В этом случае, он либо застревает на достигнутом уровне, либо лишь «тянет время» до того момента, пока вовсе не отступит от своих духовных обетов. Это подобно тому, когда человек решает поститься, но ни как не может сознательно переключиться от навязчивых мыслей о еде. Стоит только поманить его каким-то изысканным блюдом, он либо срывается тут же, либо делает это по окончании поста, начиная наверстывать свои ограничения, поглощая все подряд без всякой меры.

Если мы перестаем верить во Всемогущего Бога, то всемогущими

станут наши чувства.

До тех пор, пока человек ясно не понимает, зачем он себя ограничивает, и не осознает духовного смысла своих запретов, он подсознательно будет бунтовать против них, считая их не практичными или не посильными для себя. Например, люди, занимающиеся бхакти-йогой, основывают все свои правила и ограничения на научной основе, опираясь на Веды и объясняя их психологию, практичность и пользу.

Все это говорит о том, что человек, ограничивающий себя в собственных желаниях, и, не основывающийся при этом на знании и высшем вкусе, будет лишь изводить себя умственно и физически. Нельзя слепо обложить себя запретами и бессознательно начать следовать им. За таким отречением в уме будет постоянно возникать бунтарский вопрос: «А зачем и ради чего я это делаю, если это, не приносит мне ни радости, ни счастья?» Такое отречение - не надолго, и в «Бхагавад-гите» говорится: «Тот, кто внешне удерживает

Навигация:

Страница 59
Страница 58
-- Страница 57 --
Страница 56
Страница 55