Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 38 ------

Вишока пр - Прекрасная жизнь Джаянанды Тхакура - Страница 38

процесса. Мы можем годами чувствовать себя вполне счастливыми, но в то же время в нашем саду могут по-преж- нему произрастать густые сорняки. Годами все может казаться очень благополучным, а потом вдруг проявятся откуда ни возьмись серьезные анартхи. Раз за разом мы видим яркие тому примеры.

Это невозможно имитировать

Один старший Вайшнав как-то сказал, что признаки бхавы, любви к Богу, легко подделать. Однако есть один признак бхавы, который подделать невозможно. Это ахаитуки апратихата, то есть непрерывное, неустанное преданное служение Кришне и Его чистому преданному. ЭТО имитировать невозможно. Зрелый преданный помнит Кришну 24 часа в сутки, даже во сне, и постоянно служит Ему.

Бескорыстно и непрерывно — сказано о служении Джаянанды. Те, кто знал его, считали, что он самый возвышенный преданный в Движении. Это проявлялось в его постоянном стремлении служить, в его привязанности к святому имени. Говорится, что чистый преданный узнается не по его общественному положению, числу последователей или ашраму и т.д., а по его привязанности к святому имени. Джаянанда выказывал непоколебимую и самозабвенную преданность распространению святого имени и служению Кришне, Шриле Прабхупаде и людям с помощью прасада, философии и харинамы.

Мы пришли к догадке, что его развитие, возвышение, происходившие столь быстро, были невозможны для сад- хана-бхакты, преданного, которому, как правило, приходится преодолевать долгий путь садханы прежде, чем он сможет достичь совершенства. Нитья-баддха, вечно обусловленная душа, приходит к совершенству только путем крипа-сиддхи или садхана-сиддхи. Как удалось Джаянанде преодолеть этот путь так быстро?

Вот мое понимание. Нитъя-баддха-джива — это душа, за плечами которой миллионы лет обусловленности. Стать возвышенной ей непросто, и произойдет это не вдруг. По милости старших вайшнавов она совершает свое постепенное продвижение. Она глупа, но, слушая совершенного, а затем повторяя совершенное, она пребывает в совершенном знании и на совершенном пути, хотя может показаться, что ее продвижение медленно. Другими словами, повторение совершенного без искажений есть совершенное знание. Следовать за совершенным значит находиться на уровне совершенства. Это не означает пребывания на возвышенном уровне сиддхи, свободы от анартх. Я признаю: я одна из тех глупых нитья-баддха-джив, которые просто следуют совершенному. Но очевидно, что Шриман Джаянанда Тхакур отличался от нас. Возвысившись очень быстро, он был образцом стабильного, непоколебимого служения без всяких скрытых анартх. Можно сказать, что это была либо крипа-сиддха, полученная им от Шрилы Прабхупады, либо садхана-сиддха, берущая свое начало, скорее всего, в прежней жизни. Во всяком случае, неофиты обычно не достигают совершенства с такой скоростью.

Карабкаясь все на ту же гору

Один мой духовный брат показал, опираясь на доказательство, которое приводит Шрила Вишванатха Чакра- варти Тхакур в своей книге «Мадхурья-кадамбини», что каждый идет шаг за шагом по пути садхана-бхакти, регулируемого преданного служения. Он заметил, что практически все мы находимся на этом пути и большинству из нас понадобилось много времени, чтобы сделать несколько серьезных шагов. Обычно требуется долгое восхождение к вершине горы ручи (духовного вкуса), и только после ручи идет вся сладость. Большинство из нас все еще карабкается на эту гору и спустя 20 лет все еще пребывает на первых шести ступенях бхаджана-крийи (поклонения), называемых аништхита. Шестая ступень — таранга- рангини — наслаждение возможностями бхакти, или игры в волнах океана бхакти, когда преданный привлекает последователей, к нему приходят материальное благосостояние, положение, то есть лабха, пуджа и пратиш- тха. Некоторые ищут удовлетворения в этих похожих на сорняки возможностях, которые на самом деле суть не что иное, как мелкие волны в широком океане бхакти.

Он не брал ничего себе

У Джаянанды всего этого было в изобилии. Все любили его, служили ему, почитали, окружали уважением и материальными благами, но он не считал себя обладателем чего бы то ни было и при первом же намеке на прославление уходил. Он находился выше описанных в «Мадхурья-кадамбини» ступеней, пребывая в стабильном непрерывном служении, фактически, в состоянии бхавы. Иначе как это объяснить? Шрила Прабхупада говорил, что он постоянно думает о Джаянанде, и просил нас всех следовать его примеру. И еще Шрила Прабхупада хотел, чтобы каждый год устраивали пир в честь Джаянанды, как мы делаем это для «других великих вайшнавов».

Он учил служить, а не занимать положение

Иногда Джаянанду можно было обнаружить под машиной, меняющим масло. Разве не странные действия для столь возвышенной личности? Ведь это целое дело — положение. Джаянанда никогда не желал никакого поста или должности. Ему годилось любое положение, лишь бы оно позволяло служить Кришне. Слуга — это отсутствие положения, это только служение. И его не заботила пра- тиштха, почести. Он желал лишь одного — быть слугой Кришны, и думал, что и все остальные — вечные слуги Кришны. Таково было его вйдение. Это называется жатвам, единый взгляд. Он постоянно говорил о том, как прекрасно прогрессируют другие в сознании Кришны, считая, что все превосходят его самого. Как пишет Шрила Прабхупада, это настроение по-настоящему чистого, того, кто думает о себе, что он ниже самого низкого, а все другие служат Кришне лучше него.

Не надсмотрщик, а блаженный вдохновитель

У Джаянанды не было стремления контролировать других. Человека, обладающего сильным желанием господствовать над другими, легко выдает

Навигация:

Страница 40
Страница 39
-- Страница 38 --
Страница 37
Страница 36