Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 62 ------

Виджитатма пр, Ведаприя м - Навадвипа-дхама - Страница 62

постоянно действующий храм. Служение было крайне нерегулярным.

Во второй половине XVIII века к власти пришел Махараджа Кришначандра — ярый приверженец культа Дурги, который начал устраивать в Навадвипе грандиозные праздники Дурга- пуджи и Кали-пуджи. При его дворе имели огромное влияние кастовые брахманы, ученые пандиты и шакты, и вайшнавы пребывали в постоянном страхе, что те предпримут какие- то решительные действия против них и против Божества, установленного Вишнуприей. Как на беду, в то время случился голод. Кастовые брахманы пришли к Махарадже Кришначандре и сказали ему, что причина голода — в том, что в Навадвипе обычному человеку поклоняются как Богу, и это следует немедленно прекратить.

Священник, служивший Махапрабху в то время, неподалеку от своего дома вырыл подземный ход и спрятал Божество туда. Его место нахождения держалось в строгом секрете.

Но скоро случилось чудо.

Манипурскому царю Бхагьячандре Сингху приснился сон.

Сингх занимал по отношению к Кришначандре подчиненное положение, но находился в союзе с англичанами (тогда как Кришначандра подчинялся мусульманскому правителю). Он был гаудия-вайшнавом, преданным в цепи ученической преемственности, идущей от Нароттама даса Тхакура.

Во сне Бхагьячандра увидел, как пандиты из Навадвипы пытаются убедить царя Кришначандру остановить поклонение Господу Чайтанье. Царь Манипура почувствовал, что ему нужно немедленно отправляться туда. И тут чей-то голос сказал ему: «Докажи, что Чайтанья — Бог». По божественному повелению, Сингх должен был отправиться в Навадвипу и восстановить там поклонение Махапрабху.

Тотараме дасу Бабаджи из Вриндавана тоже приснился сон. Тотарам Бабаджи был брахманом из Южной Индии. Он пришел в Навадвипу, чтобы обучаться логике, но скоро бросил занятия наукой, принял образ жизни вайшнава-аскет и ушел во Вриндаван, где прожил много лет. Во сне Шри Чайтанья дал ему указание отправиться в Навадвипу и взять на себя заботу о Божестве, которому когда-то поклонялась Вишнуприя.

Тотарам Бабаджи пришел в Навадвипу и сказал Кришна- чандре: «Здешние пандиты говорят, что Чайтаньядева — обычный человек. Я пришел сюда из Вриндавана, чтобы доказать обратное. Собирай своих пандитов».

В собрании придворных мудрецов, которое проходило в царском дворце, Тотарам убедительно доказал, что юга-дхарма для века Кали — повторение святого имени Кришны, а Господь Чайтанья — юга-аватара, чья миссия — распространить имя Кришны по всей земле.

Пандиты не выдержали натиска и сдались.

Вскоре в Навадвипу прибыл Бхагьячандра Сингх. Он сказал правителю Навадвипы:

— Я хочу взять в аренду небольшой участок земли.

Но Кришначандра, на которого проповедь Тотарама произвела неизгладимое впечатление, великодушно согласился просто пожертвовать царю столько земли, сколько нужно. На этом участке царь Сингх построил храм, и установил в нем Божество Шри Чайтаньи Махапрабху.

Но примерно в то же время священники, служившие личному Божеству Вишнуприи, почувствовав, что опасность миновала, извлекли Его из-под земли. Преданные обратились к манипурскому царю и попросили его о покровительстве. Царь великодушно предоставил свой храм в распоряжение священникам — потомкам Вамшиваданы Тхакура.

С тех пор в этом храме поклонются двум Божествам: изначальному, установленному Вишнуприей, и тому, которое установил царь — Анумахапрабху. Усилиями Тотарама даса Бабаджи впоследствии храм был расширен и перестроен, и в нем установился регулярный порядок поклонения. Сохранились

записи на бенгали, датированные 1785 годом, где говорится о том, что эта земля передана в дар Тотараму Бабаджи и не подлежит налогообложению.

Поклонение в храме по-прежнему поддерживают священники из рода Мишры (отца Шримати Вишнуприи). Эта обязанность передается по наследству. Разные семьи отвечают за поклонение в разное время года.

Самудрагарх (Самудрагада)

Это место неподалеку от южной границы Навадвипы, на берегу Ганги, отмечено лишь большим деревом. Здесь вечно незримо присутствуют Дварака-дхама и Ганга-Сагара (место, где Ганга встречается с океаном). Также это место неотлично от леса Бахулаван во Врадже. Некогда здесь была столица царя Самудра Сены.

История Самудра Сены

Бхактивинода Тхакур рассказывает следующую историю об этом месте.

Вскоре после битвы на Курукшетре Юдхиштхира Махараджа послал своих братьев принять у вассальных царей присягу верности, и заодно собрать дань для проведения грандиозной Раджасуя-ягьи. Бхима, отправившись на Восток, вскоре достиг этих мест и, обратившись к царю Самудра Сене, попросил его покориться императору Юдхиштхире.

Царь Самудра был великим преданным и во всем видел Кришну. Царь знал, что Кришна был единственным прибежищем Пандавов, и что, когда им грозила опасность, Он всегда приходил защитить их. Он подумал, что если ему удастся напугать Бхиму, заставить его плакать и взывать к Господу, Кришна явится из милости к Своему преданному. «Он низойдет в эту страну Своего слуги, и я без труда увижу темноликого Кришну собственными глазами». С этим намерением царь собрал воинов, слонов, коней и пехоту и вышел на поле сражения. Ни на мгновение не забывая о Кришне, он стал одну за другой выпускать свои стрелы. Бхима, почувствовав опасность, взмолился Кришне:

— О Господь, защити Своего Бхиму! Даруй мне прибежище у Твоих лотосных стоп. Я не могу сражаться с Самудра Сеной. Поражение навлечет на меня позор. О милостивый Кришна!

Ты — Господь всех Пандавов! Если я потерплю поражение, это опозорит наше имя.

Услышав жалобы Бхимы, Кришна явился на поле сражения, но никто не видел его, кроме царя Самудра Сены. Его юное тело цветом напоминало только что появившееся на небе облако. Его шею обнимала пышная гирлянда, а

Навигация:

Страница 64
Страница 63
-- Страница 62 --
Страница 61
Страница 60