Войти Добавить текст
Вы здесь:
Оглавление: Религия и религии
------ Страница 6 ------

Религия и религии - Страница 6

накладывается ответственность за сектантскую исключительность и враждебность. Вероятно, наиболее серьезное обвинение от лица негативистской теологии выдвигалось апологетами "адвайта-веданты" (часто все еще представляемой, в качестве нормативного "индуизм"). Но мы должны учитывать, что "адвайта-веданта" "решает" проблему религиозного плюрализма и многообразия при помощи хитрости: убирая ее из онтологии. Только до тех пор, пока Абсолют будет являться предметом незнания, говорит Шанкара, до тех пор к Нему будут применяться категории преданного, объекта предания и тому подобные.

Когда возникают знания, эти и все другие разделения и различия исчезают, ибо все они несущественны и проистекают только лишь из-за невежества. Современные приверженцы этой точки зрения стремятся соединить Шанкаритову метафизику с недавно возникшими видами социального и культурного релятивизма, что неизбежно приводит их к принятию практически всех форм религиозной жизни, как одинаково эффективных. Зачем же с возмущенным видом разбираться среди иллюзий? Все поднимается с распростертыми объятиями, но только лишь затем, чтобы в конечном счете, это все в равной же степени и отринуть. В отличие от гьяны, бхакти не принижает ценности индивидуальности, своеобразия и относительности, как таковых. Конечно, они находятся здесь, в этом мире, поскольку существуют изначально. Для бхакти Бог, индивидуальные души и отношения между Богом и душами вечны, непреодолимы, и в высшей степени реальны. Бог поддерживает постоянные, все время развивающиеся любовные отношения. Он различным образом раскрывает себя согласно природе отношений. "Как каждый предается Мне, так Я ему и воздаю": это "как" в стихе относится не просто к разнице в степени предания себя и откровения, но также к разнице в роде отношений. Другими словами, своеобразие и относительность в религии не обязательно проистекают от случайных материальных условий. Это идет от самого трансцендентного. Личностность есть социальная обусловленность; она составлена из взаимоотношений. Мы должны быть личностями. Мы состоим из личностных взаимоотношений: каждое отношение побуждает проявиться в какую-либо сторону нас самих, которое иначе осталось бы не узнанным. Так оно и с Богом, который вступает в бесчисленное множество отношений. Взаимоотношения, которые мы можем поддерживать, не жертвуя своей внутренней целостностью, ограничены; но Бог может в принципе сочетать безграничную органичность "я" с безграничным числом отношений. Каждое взаимоотношение обнаруживает что-то новое в верховной Личности Богосущности. Таким образом, персоналистическая теологическая концепция бхакти признает в религиозном своеобразии положительное духовное значение. Для утверждения истинного религиозного опыта, где бы он ни имел место, вряд ли необходимо подменять преданность умозрением, а личностный Абсолют на безличностный. Нам не нужно распространять онтологические идеи пустоты чтобы выглядеть вольнодумными, широко мыслящими и терпимыми. Если сектантская нетерпимость некоторых религиозных общин является на самом деле следствием их персонализма, то это скорее из-за того, что его слишком мало, чем слишком много. Таким образом, МОСК предлагает свое видение межрелигиозного согласия и единства на платформе бхакти. Разумеется есть и другие традиции, такие как нетеистическая "адвайта-веданта", которая также стремится последовательно подчинить бхакти гьяне — наиболее заметно это делают — буддийские традиции. Можно возразить, что представленная здесь точка зрения со всей очевидностью является враждебной к таким традициям, и поэтому не столь свободомыслящая, как хотелось бы. С другой стороны, точка зрения, которая систематически относит Бога, преданного и их взаимоотношения к разряду мира иллюзий, могла бы быть в свою очередь расценена, враждебной по отношению к бхакти. Вайшнавская теологическая концепция в любом случае принимает, что Абсолютная Истина имеет как имперсональную характеристику, так и персональную характеристику, поэтому духовные достижения тех, кто занимается различными видами гьяны не отбрасывается, как нечто ложное. Тогда только преданные МОСКа выдвигают возражение, когда люди, на основе такого опыта распространяют философские воззрения враждебные по отношению к Верховной Личности. Разумеется, экуменистическая теология бхакти МОСКа не завершается просто разногласиями. Но она по крайней мере достигает следующего: она не признает существенной разницы между вне- и внутрирелигиозным обсуждением, дебатами или диалогом. Мы можем не соглашаться и спорить, и жить при этом, как одна семья.

Примечания:

1. via negativa — путем отрицания или путь отрицания.

2. Органицизм — теория, по которой возникновение жизненной активности организма не есть следствие работы какой-то одной его части, но всей автономной структуры организма в целом.

Навигация:

Страница 2
Страница 1
-- Страница 6 --
Страница 5
Страница 4