Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 38 ------

Прабхавишну Свами - С сердцем бенгальской матери - Страница 38

это возможно. Тело чистого преданного не считается материальным. Например, тела великих ачарйев не сжигают, их хоронят, помещают в самадхи, мандиры, потому что они считаются святыми, одухотворенными. Даже просто посещая самадхи, человек духовно очищается и возвышается. Тела же обычных людей нечисты, поэтому их сжигают.

Вопрос: Вы сказали, что когда преданный чувствует, что майа вкрадывается в его жизнь, он должен немедленно занять ум повторением святого имени. Но влияние майи очень тонкое. Каковы признаки ее воздействия?

Ответ: Мы должны всегда общаться с преданными. Преданные очень общительны и внимательны друг к другу. Заметив, что мы погружаемся в майу, они скажут

нам об этом. Также важно неуклонно следовать правилам слушания и воспевания. Тогда майа вряд ли вкрадется в сознание.

«Шримад-Бхагаватам», 11.3.21 Рига, лекция на Вйаса-пуджу Шрилы Прабхупады, 3

сентября 1991 года

тасмад гурум прападйета джигйасух шрейауттамам шабде паре ча ниснатам брахманй упасамастрайам

Поэтому каждый, кто серьезно желает развиваться духовно, должен найти истинного духовного учителя, принять у него прибежище и обратиться с просьбой о посвящении. Отличительные качества истинного духовного учителя таковы: он усвоил наставления священных писаний, внимательно изучив их и размышляя о них, и умеет убеждать других людей в истинности этих наставлений. Такую великую личность, принявшую прибежище у подобных лотосам стоп Верховного Господа, оставившую все материальные представления, следует считать истинным духовным учителем.

Комментарий: Истинный духовный учитель сведущ во всех духовных вопросах. Он достигает этого не с помощью собственных рассуждений или воображения, но углубленно изучая писания, которые являются звуковым воплощением Верховного Господа. Духовный учитель должен рассеивать сомнения ученика лучом знания. Тот же, кто сомневается в авторитете Кришны или ведических писаний, не может быть истинным духовным учителем. С другой стороны, говорится, что сомнительное прошлое и низкое происхождение не могут помешать человеку стать истинным духовным учителем, если он знает науку о Кришне. Господь Шри Чайтанйа Махап- рабху говорил: «Наставляйте каждого следовать словам Господа в «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам». Итак, станьте гуру и освобождайте каждого на Земле». Только по приказу Всевышнего Господа, а не по собственной прихоти, человек может стать истинным духовным учителем.

В «Бхагавад-гите» сказано, что великие души — это те, кто полностью вручили себя внутренней энергии наслаждения Господа и умеют убеждать других поступать также. Махатма описывается следующим образом: «Он знает Меня как причину всего сущего и пребывающего во всем. Такая великая душа встречается очень редко». Именно такой личности, осознавшей, что Васудева есть все, необходимо вручить себя. Нарада Муни говорит, что такой человек — внешнее проявление Самого Кришны. Сам же Кришна провозглашает: «Лчарйа — это Я Сам. Необходимо оказывать ему почтение и ни в коем случае не пренебрегать им. Никто не должен завидовать или плохо думать о нем, ибо он является представителем полубогов».

В «Упадешамрите» сказано, что трезвомыслящая личность, способная обуздывать ум и побуждения желудка, языка и других органов чувств, может быть учителем, принимающим учеников по всему миру.

По словам Бхактивиноды Тхакура, тот, кто осознал бренность материального бытия, готов приблизиться к истинному духовному учителю.

Духовный учитель передает трансцендентный звук святого имени из-за пределов материального мира - с Вайкунтхи. Как радио передает новости, так и истинный духовный учитель передает знание с Вайкунтхи. Также он передает ученику святое имя Кришны, тождественное Самому Господу.

По словам Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура, если человек принимает истинного духовного учителя, но сохраняет вкус к измышлениям и другим материальным вещам, рано или поздно он остановится в своем духовном развитии. Однако если ученик всецело вручает себя духовному учителю, это устраняет все преграды в преданном служении и передаче знания. Следующий стих - это наставление мудреца Прабудцхи.

Комментарий Шрилы Прабхавишну Свами: Искренний ученик должен научиться очищать свой ум от всей материальной скверны и вовлекать его в преданное служение в соответствии с указаниями духовного учителя. В «Бхагавад-гите» (4.34) сказано: «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину». Безусловно, духовный путь нелегок. Поэтому Господь советует нам обратиться к истинному духовному учителю в цепи ученической преемственности, восходящей к Самому Господу. Никто не может быть духовным учителем вне такой ученической преемственности. Господь—изначальный духовный учитель, и тот, кто находится в цепи парампары, способен передавать это знание своим ученикам.

Никто не может достичь духовного осознания, выдумывая свой собственный метод, как это делают глупые притворщики. В «Бхагаватам» сказано, что путь религии проложен Самим Господом, поэтому рассуждения и выдумки не могут привести человека на путь истинный. Также человек не может духовно продвигаться, изучая книги самостоятельно; чтобы получить знание, необходимо обратиться к истинному духовному учителю. Следует принять такого духовного учителя и служить ему, не стремясь к ложному престижу, считая себя скромным слугой. Необходимо удовлетворять духовного учителя, стремиться к продвижению в духовной жизни и вместе с тем вопрошать, - все это создает благоприятную ситуацию для духовного осознания. До тех пор, пока нет смирения и вопрошания, метод не подействует. Ученик дол-

жен выдержать испытания, которым подвергает его духовный учитель, и, когда учитель увидит истинное желание ученика развиваться, он благословляет его и открывает ему знание.

Этот стих осуждает слепое следование и глупые

Навигация:

Страница 40
Страница 39
-- Страница 38 --
Страница 37
Страница 36