Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 35 ------

Прабхавишну Свами - С сердцем бенгальской матери - Страница 35

заботила репутация этих людей. Он говорил, что считать их великими учителями

- значит заблуждаться. Большинство этих так называемых духовных учителей — имперсоналисты. Они считают, что высшая цель — это полностью избавиться от своих личностных качеств и погрузиться в Абсолют; они не способны понять науку преданного служения. Им неведомо, как использовать свою духовную энергию, поэтому они считают высшей целью прекращение любой деятельности: на уровне речи, мысли и т. д. Они говорят, что причина страданий - деятельность, и для того, чтобы не страдать, нужно положить конец деятельности.

Имперсоналисты сравнивают живое существо с горшком воды. Если вы стучите по пустому горшку, он издает звук, но если он полон, звука нет. Пока человек пуст, говорят они, пока у него нет духовного знания, он постоянно несет вздор, но когда он наполняется духовным знанием, он прекращает говорить, мыслить и действовать. Но Шрила Прабхупада сказал, что это сравнение неприемлемо. Живое существо по природе деятельно, поэтому его нельзя сравнивать с чем-то статичным и безжизненным, вроде горшка с водой. Будучи активным, Живое существо должно использовать свою энергию, а как именно — оно вольно выбирать. Те, кто используют свою энергию для служения Кришне, пребывают в духовном мире. Те же, кто хотят использовать ее в своих личных интересах, попадают в мир материальный, где у них, опять-таки, есть выбор. Все это объясняется в «Бха- гавад-гите». Вы можете использовать энергию в гуне благости, страсти или невежества, и плод своих усилий получите соответствующий. Если это гуна невежества, вы родитесь в низших формах жизни или на низших планетах. Гуна страсти позволит вам вновь родиться на Земле, а гуна благости вознесет на высшие планеты. В «Бхага- вад-гите» (9.25) Кришна говорит:

йанти дева-врата деван питрин йанти питри-вратах бхутани йанти бхутеджйа йанти мад-йаджинопи мам

«Те, кто поклоняется полубогам, родятся среди полубогов; поклоняющиеся предкам отправятся к предкам; те, кто поклоняется духам и привидениям, появятся на свет в этих формах жизни; те же, кто поклоняется Мне, будут жить со Мной». Поэтому человеку надлежит сознательно использовать свою энергию. Даже если человек следует путем имперсонализма, он все равно вынужден действовать.

Прабхупада говорил, что многие так называемые садху, майавади, уходили в Гималаи, чтобы медитировать, но потом возвращались в мир и приступали к какой-либо благочестивой деятельности. Конечно, мирская благотво- рителыюсть в целом относится к гуне добродетели и приносит благие плоды, такие как вознесение на райские планеты. Но такая деятельность не избавляет человека от рождения, смерти, старости и болезней. Однако преданный может все это превзойти, он следует наставлениям Верховной Личности Бога, и потому способен помнить о Кришне. А Кришна обещает, что тот, кто помнит о Нем в смертный час, достигает духовного царства. Кришна говорит: «Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, падай передо Мной ниц и поклоняйся Мне. Полностью сосредоточенный на Мне, ты непременно придешь ко Мне» («Бхагавад-гита», 9.34). Таково заверение Кришны. Если человек неуклонно следует этим наставлениям, он достигает цели. Но у каждого из нас есть выбор. Достичь высшей цели не сложно — нужно просто правильно общаться и жить праведно. Это — правильный выбор. Но, чтобы сделать его, необходимо получить соответствующее образование. В человеческом обществе есть различные виды образования. Раньше духовное образование было частью общего. Но сейчас, к сожалению, такое образование не дают ни в школах, ни в университетах. Людям предлагают только светское образование, открывающее перспективы чувственных наслаждений. Шрила Прабхупада создал ИСККОН для того, чтобы дать всему человечеству возможность получить Духовное образование и так увенчать жизнь успехом. Прабхупада перевел книги, в которых указаны основные Направления духовного образования. Он объяснил, как можно по-настоящему избавиться от страданий обусловленности. В этом стихе Господь Капиладева говорит, что преданные не страдают в материальном мире, поскольку их мысли заняты Господом и Его деяниями. В «Бхага- вад-гите» (5.29) Кришна говорит: ?

бхоктарам ягъя-тапасам сарва-лока-махешварам сухридам сарва-бхутанам гьятва мам шантим риччхати

«Человек, полностью осознавший, что Я — единственный, кто наслаждается всеми жертвоприношениями и плодами подвижничества, что Я верховный владыка всех планет и полубогов, а также друг и благодетель всех существ, избавляется от материальных страданий и обретает полное умиротворение».

Из послания «Бхагавад-гиты» мы должны понять, кто такой Кришна и кто такие мы, осознать, каковы наши с Ним взаимоотношения, и затем развить их. Рупа Госвами говорил о трех ступенях: самбандха, абхидейа и прай- оджана. Самбандха — это теоретическое понимание того, что мы являемся частицами Бога и Его слугами. Абхидея

— это постоянное применение полученного знания в жизни, то есть постоянное служение Господу. Прайод- жана — это обретение плодов служения, любви к Богу. Таков постепенный научный процесс, детальный анализ которого Рупа Госвами дает в «Бхакти-расамрита-синд- ху». Он говорит, что для начала у человека должна быть вера, она приведет его в общество преданных. Потом человек начнет поиск духовного учителя и примет прибежище у его лотосных стоп, получив посвящение. Под руководством духовного учителя он займется преданным служением. Так его сердце постепенно очистится от всевозможных сорняков — анартх. Его сознание наполнит- ся Кришной, он разовьет в себе высший вкус привязанности к Богу. Начнут проявляться

Навигация:

Страница 37
Страница 36
-- Страница 35 --
Страница 34
Страница 33