и не получим. Но если мы приложим усилия в духовной жизни, то соответственно такой же будет и ответная реакция. Если мы действительно хотим прогрессировать в сознании Кришны, то потребуется огромное терпение, полная решимость и горы смирения. Чем больше усилий мы прилагаем в нашей духовной жизни, тем большего прогресса мы достигнем.
КОРОЛЕВСКИЙ ПУТЬ
Королевский путь бхакти
Длинный и извилистый,
Скользкий и опасный,
Подобный лезвию брит вы —
По любую сторону грозит смерть
Будь осторожна.
Гордая джива, не соскользни
С этого королевского пути.
Следуй по стопам Великих мудрецов,
Тогда тебе обеспечен прогресс.
И если ты упадешь,
То Кришна подхватит тебя.
Идущую по этому пути.
ВЫДЕРЖКИ ИЗ “ЧАЙТАНЬЯ-ЧАРИТАМРИТЫ”
Как обычные ученые не могут понять деятельность Господа:
"От пыли, которую коровы и телята взбивают копытами, небо будто затягивается тьмой и тем подает знак, что с пастбища домой возвращается Кришна. А темные вечерние сумерки побуждают гопи встречать Кришну. Таким образом, развлечения Кришны и гопи покрывает определенная трансцендентная темнота, и потому их не могут увидеть обычные знатоки Вед.” (Ч.-ч., Антья-лила 1.188).
7.00 вечера. Вид полной лупы изумителен. Золотистая форма луны выглядит мистически восхитительно, особенно когда она покрыта несколькими небольшими облачками. В газетах пишут, что это наиболее яркая луна за последние 133 года. Без сомнения, она производит впечатление.
Каждый вечер, когда солнце садится за горизонт, я покидаю свою комнату и сажусь где-нибудь на балконе повторять мантру. Чтобы не замерзнуть чуть позже я также буду пить травяной чай. Повторяя мантру, я размышлял о Господе Гауранге, который в Своем трансцендентном безумии бежал по берегу пляжа в Пури. В Своей маха-бхаве Он думал, что море — это Ямуна.
Я жду того времени, когда смогу поехать в Пури. Я буду там в то время, когда взойдет первая полная луна в следующем столетии. Шри Чайтанья Махапрабху является самым милостивым воплощением Кришны, и Его игры в Пури особенно привлекательны. Для развития собственного сознания Кришны наиболее благоприятно помнить о Кришне в настроении разлуки, которое проявлял Шри Чайтанья Махапрабху. Даже преданный-неофит, подобный мне, благодаря медитации на Гаура-лилу может почувствовать вдохновение и прилив энтузиазма.
Около 8.00 вечера я пошел на вечернюю прогулку к подножию холма Говардхана. Яркие лунные лучи отражались на поверхности холма
Говардхана и создавали определенные тени, которые еще больше увеличивали его естественную красоту.
Четверг, 23 декабря 1999 года
Полдень. Сегодня утром мои круги были будто вывернутыми наизнанку. И мне было труднее, чем обычно, думать о Господе. Это позволило мне понять, что без особой милости мы не можем поддерживать наше памятование о Шри Шри Радхе-Шьямасундаре. Мои попытки помнить о Кришне являются бесконечно жалкими, но, по крайней мере, есть хоть небольшой проблеск надежды. В дни, подобные сегодняшнему, я понимаю, что даже проблеск такой надежды не может находиться под моим контролем. Все что мы можем делать, это попытаться увеличить наше стремление помнить о Господе, и уже Он Сам может решить, явить Себя или нет. Это выходит за рамки нашей компетенции. Шрила Прабхупада пишет:
"Увидеть Верховного Господа с помощью личных усилий невозможно. Лишь когда Господь доволен служением преданного, Он являет Себя Сам.” (Ч.-ч., Мадхья-лила, 8.285, комментарий).
“Тот, кто интересуется трансцендентными любовными отношениями Кришны, может понять их только по Его милости.” (Ч.-ч.. Мадхья-лила, 8.310. комментарий).
Уже стало слишком холодно, чтобы сидеть на крыше. Сегодня солнце еще слабее и оно покрыто тонким слоем облаков. Горячий овощной суп очень кстати. Почитав книги в течение двух часов, я пошел повторять мантру к Дана-гхати. Совсем рядом с Дана-гхати есть старый храм, который сейчас используется как школа. С крыши этого храма мне откроется хороший вид на вершину холма Г овардхана. Я вошел в школу и представился главному учителю. К счастью, он говорил па хорошем английском, и после того как я объяснил ему свою цель, он сопроводил меня на крышу и показал мне вид Говардхана. У Дана-гхати холм Говардхана постепенно уходит в землю. Гирирадж Говардхана принимает клинообразную форму, и в своем конце сужается до точки.
Пятница, 24 декабря 1999 года — Канун Рождества у Говардхана
Полдень. Погода по-прежнему достаточно теплая, чтобы я мог сидеть на крыше в это время дня. Я попиваю горячий овощной суп, будучи закутан в свой толстый чадар; на мне шерстяные носки и шерстяная шапка.
Сегодня утром я слишком увлекся повторением мантры. Я испытывал большой энтузиазм, и теперь болят мои скулы. Это произошло из-за
разочарования, как я вчера повторял мантру, и поэтому сегодня утром я прилагал еще больше усилий. Кришна был добр, и ко мне пришло несколько приятных размышлений. Но я увлекся и пренебрег моим здоровьем. Существует очень тонкая грань между тем, насколько я могу заставлять мое физическое тело, и моим энтузиазмом слушать и повторять. Всякий раз, когда бы я ни пренебрегал этим, не нарушал свой баланс, я испытываю физические страдания, и каждый раз я вынужден прийти к одному и тому же выводу, что, главное — это качество, а не количество, и в счет идет лишь оно.
ЭНТУЗИАЗМ
Без него все безнадежно.
Он является течением, которое заставляет
Реку бхакти течь.
Он — жизненная сила.
Которая отделяет Механическое от спонтанного,
Он редко достижим,
Но он волнует и передается другим.
Шесть Госвами обладали им в достатке,
Но у меня он блистзает своим