Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 64 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 64

шутливыми речами, исполненными

двойных значений, и игрой на флейте, привлекающей сердца

лучших из женщин, таких как Богиня удачи, Шри Кришна, более

очаровательный, чем Купидон, увеличивает желание ушей постоянно

слушать музыку Его слов.

205

Шри Кришна-махима-расарнавам

Волнами аромата Своего тела, который разрушает гордость

мускуса и привлекает всех женщин, ароматом лотосов, смешанным

с камфарой на восьми лотосах Своего тела (двух стопах,

двух ладонях, двух глазах, пупке и лице) и ароматом мускуса,

камфары, агуру и сандаловой пасты, исходящим от Его трансцендентного

тела, Шри Кришна усиливает желание обоняния. А

Своей грудью, великолепной как ворота из драгоценного камня

индранила, Своими сильными руками, как арбалеты, облегчающими

любовные муки в умах гопи, и Своим телом, охлажденным

камфарой, сандаловой пастой и лунным сиянием, Шри Кришна

пробуждает в сердцах женщин страстное желание обнять Его»

(«Говинда-лиламрита», глава 8).

Итак, качества, такие как лила-мадхурья, према-мадхурья, венумадхурья

и рупа-мадхурья принадлежат исключительно Шри

Кришне. Они постоянно обновляются и пленяют даже Самого

Кришну. И в том, кто попробует хотя бы каплю нектара, исходящего

от этих четырех видов сладости, проснется желание пить

эту сладость снова, снова и снова.

Помимо всех вышеупомянутых качеств, существуют еще четыре

вида особых качества или образа Шри Кришны, которые описываются

Бхактивинодом Тхакуром в «Джайва-дхарме»:

Госвами: «Шри Кришна всегда наделен всеми качествами и совершенствами.

Однако Его совершенство проявляется по-разному

в разных дхамах. В Двараке Он — совершенен, в Матхуре Он

более совершенен, а в Гокуле Он совершенен в наивысшей степени.

Кришна един, однако в Своих трансцендентных играх являет

Себя по-разному. Он герой (наяка) в четырех образах: 1) дхиродатта,

2) дхира-лалита, 3) дхира-шанта и 4) дхироддхата».

Враджанатх: «Что означает дхиродаттаЪ

Госвами: «В образе дхироддхата-наяка Кришна очень серьезен,

учтив, великодушен, скромен, готов прощать и лишен гордости».

Враджанатх: «Что означает дхира-лалшпаЪ>

Госвами: «В этом качестве Кришна отличается беззаботнос

тью (нишчинтата), Он полон юношеского задора (нава-яувана),

юмора и веселья. Дхира-лалита-Кришяа, опытный в искусстве

расы, оказывается связанным нежной любовью Его верных возлюбленных

гопи».

206

Качества Шри Кришны

Враджанатх: «Что означает дхира-шантаЪ

Госвами: «Дхира-шанта Кришна очень миролюбив, терпелив,

рассудителен и обязателен».

Враджанатх: «Что такое дхироддхатаЪ

Госвами: «Если в ходе Своих божественных развлечений Кришна

проявляет такие качества, как гордость, высокомерие, гнев,

хвастливость, непостоянство, плутовство, ревнивость и т.д., это

значит, что Он выступает в роли дхироддхата-наяка».

Враджанатх: «Эти качества кажутся противоречащими друг

другу. Каким образом они могут уживаться в одной личности?»

Госвами: «Кришна одновременно обладает всеми достоинствами

Верховной божественной личности. Только благодаря могуществу

Его непостижимой энергии (ачинтья-шакти) противоположные

качества присутствуют в Нем одновременно и гармонично

согласуются между собой.

Это удивительная особенность Господа описана в следующих

словах «Курма-пураны»: «Благодаря непостижимому мистическому

могуществу всеблагой Личности Бога все противоречивые качества

находят в Нем свое совершенное разрешение. Хотя Он неосязаем,

Он также реален и вездесущ. Он бесцветен, но Его кожа имеет цвет

шьяма, а уголки Его глаз излучают розовое сияние. Несмотря на все

кажущиеся противоречия, Парамешвара свободен от недостатков, и

любые Его особенности есть суть божественные достояния».

В «Маха-вараха-пуране» говорится: «Все образы Верховной

личности Бога вечны и неизменны. Они самодостаточны; они не

нуждаются ни в чем, и нет ничего, что можно было бы у них отнять.

Они созданы не из элементов материальной природы, но

из чистого духовного сознания. Все они — воплощение парамананды,

высшего блаженства. Каждая часть тела Всевышнего Господа

совершенна и свободна от недостатков».

В «Вайшнава-тантре» говорится: «Бхагаван наделен всеми видами

сверхъестественных сил: Он обладает совершенным знанием.

Его тело — воплощение Абсолютной Истины; оно — олицетворенное

блаженство, свободное от восемнадцати видов недостатков

обусловленной души».

Все аватары, воплощения Верховной Личности Бога, обладают

этими качествами, но Шри Кришна, будучи источником всех

Шри Кришна-махима-расарнавам

аватар, наделен ими в превосходной степени. Кроме того, Кришна

имеет восемь дополнительных качеств, характеризующих Его

как Пурушу, божественного мужчину: 1) шобха (красивый), виласа

(игривый), 3) мадхурья (сладостный), 4) мангалья (всеблагой), 5)

стхирата (непоколебимый), 6) теджа (сияющий), 7) лалита (веселый),

8) аударья (великодушный). Красота Кришны проявляется

в Его заботе о младших, соперничестве с «равными», в проворстве,

храбрости и правдивости. Свое качество виласа Кришна демонстрирует

в манере говорить шутливо, бросать насмешливые взгляды и

тщательно скрывать Свои мысли. Кришна очень приятен во всех

Своих действиях, поскольку обладает качеством мадхурья. Кришна

благодатен {мангалья), ибо Он вселяет в сердце каждого трансцендентную

веру. Он остается невозмутимым в любых обстоятельствах,

поэтому Его называют устойчивым. Своим очарованием Он

подчиняет весь мир и потому известен как влиятельный. Кришна

обладает качеством лалита, поскольку умеет красиво одеваться

и вовлекать преданных в разнообразные любовные игры. Когда

Кришна вручает Себя кому-либо полностью и без остатка, в Нем

проявляется качество аударья. Хотя Кришна независим, Он отдает

себя фахшну Гаргариши, обучается воинскому искусству у Сатьяки

и обращается за советом к Уддхаве. Все они, таким образом, служат

Ему в Его земных играх».

Виджая-кумар: «Ты рассказал о четырех видах героев: дхиродатта,

дхира-лалита, дхира-прашанта и дхироддхата. Неужели

все они — один и тот же Кришна?»

Госвами: «Да это так. Качества всех четырех героев присутствуют

в Кришне одновременно, поскольку

Навигация:

Страница 66
Страница 65
-- Страница 64 --
Страница 63
Страница 62