Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 50 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 50

отношениях.

Он вечно живет во Вриндаване. Как Гопала Он проявляет Себя

в образе мальчика-пастушка, а в образе Говинды Он — зрелый

юноша. Однако в Своем образе Гопинатхи Он наиболее прекрасен.

Природа Говинды — дхироддхата, природа Гопала — дхиродатта,

а природа Гопинатхи — дхира-лалита. Гопала имеет шею

и талию, как у льва. Изящная форма Говинды изогнута в трех местах,

а у Гопинатхи широкая грудь трансцендентного любовника.

Все это один и тот же Верховный Господь Шри Кришна» (Шри

Урдхвамнайа-тантра, «Шри Бхакти-ратнакара»).

165

Шри Кришна-махима-расарнавам

В «Джайва-дхарме» Бхактивинода Тхакур пишет: «Верховный

Господь вечно проявляет Себя в двух аспектах: одно из Его проявлений

— богатство и величие (айшварья); другой Его аспект — сладость

(мадхурья). В Своем аспекте айшваръя Он — Господь Нараяна,

повелитель планет Вайкунтхи и источник Маха-Вишну. В Своем

аспекте мадхурья Господь проявляет Себя как Шри Кришна. Шри

Кришна есть наивысшее и полное проявление сладости, которая

столь велика, что ее сияние скрывает от глаз все богатства и величие

Бхагавана. СиЬдханта (высшее заключение шастр) утверждает

следующее: согласно онтологии таттвы (таттва-вичара)

между Нараяной и Кришной нет никакой разницы, однако, если

рассмотреть эти два аспекта Всевышнего с точки зрения интенсивности

и глубины расы (раса-вичара), тогда нельзя не признать

абсолютное превосходство Шри Кришны. Господь Кришна — не

только олицетворенное божество всех рас, но и воплощение сладости,

расы (раса-мурти), Он — личность, приносящая высшее

блаженство. В Ведах, Упанишадах и Пуранах мы находим подтверждение

тому, что Шри Кришна — сваям-бхагаван, Шри Хари.

К примеру, «Риг-веда» утверждает (1.22.164.31): апашйам гопам

анипадйама нама ча пара ча патхибхиш чарантам са-садхричих

са вишучир васана аваривартти-бхуванешв антах: «Я видел мальчика,

который появился в династии пастухов; Он непогрешим,

чист и вечен. Он бродит по дорожкам Вриндавана; иногда Он

очень близко, иногда очень далеко. Иногда Он носит разноцветные

одежды, иногда одежды одного цвета. Таким образом, Он

постоянно проводит Свои игры, — иногда проявленные (прака

та), а иногда невидимые для обычных людей (апраката)».

В «Гопала-тапани-упанишад» (Пурва, 2.8) говорится: эко ваши

сарва-гах Кришна идйах эко `пи сан бахудха йо `вабхати: «Шри

Кришна — это Сам вездесущий, недвойственный Парабрахман,

во власти которого находятся все миры. Он — единственный

объект поклонения (ишта-девата) всех полубогов, всех людей

и всех живых существ. Хотя Он один, посредством Своей непостижимой

энергии (ачинтъя-шакти) Он проявляет бесчисленное

множество форм, образов и совершает разнообразные

удивительные лилы». Далее приводится беседа двух вайшнавов

о природе и качествах Шри Кришны.

166

Качества Шри Кришны

Враджанатх. «Шри Кришна обладает телом, подобным человеческому,

не превосходя его своими размерами. Каким же образом

Он может быть всепроникающим и находиться одновременно

повсюду? Если мы говорим, что Кришна имеет определенный

образ, из этого следует, что Он может находиться в определенный

момент времени только в одном месте, и это приводит ко

многим философским противоречиям. Первое противоречие состоит

в том, что, будучи ограничен формой, как может Он быть

всепроникающей, вездесущей таттвой*. Второе противоречие

заключается в том, что если у Него есть тело, ограничен ли Он

материальными качествами (гунами), и как Он может быть независимым

и обладать абсолютной властью? Пожалуйста, объясни,

каким образом разрешить эти противоречия».

Бабаджи: «Мой дорогой сын, твои рассуждения говорят о том,

что ты обусловленная душа, связанная материальными качествами

и потому имеющая материальные представления. Возвышенные

категории шуддха-саттвы недоступны для мирского разума,

созданного и управляемого тремя материальными гунами. Если

обусловленная душа попытается с помощью своего разума выйти

за границы возможного и понять природу шуддха-саттвы,

она будет лишь проецировать свои материальные представления

о формах и качествах окружающей ее действительности на

трансцендентные реалии, и вследствие этого представлять весь

духовный мир в доступных ее пониманию материальных категориях.

Спустя какое-то время неудовлетворенный разум обусловленной

души отвергнет все созданные силой воображения

формы, осознав, что они временны, изменчивы и подвластны

материальным гунам. В своем разочаровании джива обратит поток

своих мыслей к абстрактным понятиям, выражающим идею

бесформенного, лишенного разнообразия и качеств нирвишешабрахмана,

и остановится на том, что такие представления и есть

вершина познания истины.

Исходя из диалектики мышления баддха-дживы, становится

очевидным вывод, что материальный разум не обладает потенциалом,

необходимым для познания природы духа, ибо он склонен

ошибаться и обманывать самого себя. Чтобы понять природу

167

Шри Кришна-махима-расарнавам

трансцендентного тела Шри Кришны, следует избегать предубеждений,

что любая форма всегда ограничена и несовершенна. Понимание

Бога как бесформенного, бездеятельного и неподвижного,

на самом деле, содержит в себе лишь перевернутые представления

о формах и качествах материального мира. Такие негативные

характеристики, хотя и указывают на отсутствие определенных

качеств, сами могут быть также названы качествами.

Вместе с тем, Господь Кришна обладает качествами, которые

наделены совершенно иной (трансцендентной) природой, не имеющей

ничего общего с качествами материального мира. К примеру,

у Господа красивое, цветущее, улыбающееся лицо; Его глаза

подобны лепесткам лотоса; у Него нежные лотосные стопы, приняв

прибежище которых, Его преданные обретают бесстрашие и

умиротворение. Трансцендентное тело Кришны — концентрированное

воплощение духа. Оно — само совершенство, дарующее

Его возлюбленным слугам возможность вступать с Ним в разнообразные

отношения и наслаждаться трансцендентными

Навигация:

Страница 52
Страница 51
-- Страница 50 --
Страница 49
Страница 48