играми
любви. Шри виграха, образ Всевышнего Господа, напоминающий
человеческий, является основой двух ипостасей Всевышнего, двух
Его вечных проявлений: личного и безличного, при сравнении
которых мы находим, что личное проявление Бхагавана в высшей
степени привлекательно и сладостно. «Шри Нарада-панчаратра»
описывает этот облик Кришны во всей его привлекательности
для ума и сердца словами, полными глубокой сиддханты:
нирдоша -гущ -виграха атма -тантро
ншйчетанатмака-шарира-гунаиш ча хинах
ананда -матра -кара -пада -мукхадарадих
сарватра ча свагата-бхеда-виварджшпйтма
«Господь Шри Кришна полностью независим; Его тело, состоящее
из вечности, знания и блаженства, будучи трансцендентным,
абсолютно свободно от влияния материи. В отличие от ограниченных
материальных тел, Шри Кришна, пребывая вне времени
и пространства, в Своем трансцендентном теле может одновременно
находиться в разных местах, ибо Он — непостижимая
умом, цельная и совершенная личность, обладающая недвойственной
природой (адвайа-гъяна-сварупа-васту)».
Качества Шри Кришны
В материальном мире не имеющее определенной формы «пространство
» {акаша) считается безграничным и неизмеримым.
Любой другой объект, обладающий формой, не может иметь таких
качеств. Однако следует понимать, что все это касается только
материальных категорий. Любые объекты духовного мира и
его проявления по самой своей природной сути и качествам неизмеримы
и беспредельны. Поэтому тело Кришны, казалось бы,
ограниченное определенными размерами и обладающее формой,
напоминающей человеческую, непостижимым образом является
всепроникающим и безграничным. Хотя формы материального
мира не могут обладать подобными качествами, трансцендентное
тело Кришны, принадлежащее духовному миру, чудесным
образом являет собой непостижимую для мирского интеллекта
природу божественной реальности, способной вмещать в себя
противоречащие друг другу категории бытия, такие как безграничность
и ограниченность. В этом состоит слава Шри Виграхи
(трансцендентного тела Шри Кришны). Разве всепроникающий
Брахман обладает такими же удивительными качествами?
Почему ты решил, что тело Кришны, подобно какому-то материальному
объекту, должно иметь недостатки и быть ограниченным
материальными пространством и временем? Дорогой
сын, пока твой разум находится во власти прошлого материального
опыта и мирских представлений, тебе будет трудно по достоинству
оценить и постичь истинную славу трансцендентного
тела Кришны, а ограниченность твоего разума есть следствие
большого количества грехов, совершенных тобой в прошлом.
Шри Кришна — Верховный Повелитель всех энергий, поэтому
все, что может показаться невозможным, становится возможным
для Него. Что в этом удивительного? Он — всемогущая личность
(сарва-шактиман-пуруша); Он — полностью независимый повелитель
материи и духа (сватантра-бхагаван); Он — «трансцендентный
автократ», вечно наслаждающийся Своей божественной
липой. Любое Его желание немедленно исполняется. Стоит Ему
захотеть, и Он в Своем вечном трансцендентном теле, в котором
пребывает в Своей вечной духовной обители, Сам нисходит в
этот материальный мир, и Его обитель и нитья-парикары, вечные
спутники, нисходят вместе с Ним. «Одно из безграничных транс
Шри Кришна-махима-расарнавам
цендентных качеств Кришны — нежная любовь к Своим преданным
(бхакта-ватсалья). Думая о Своих преданных, Кришна испытывает
милосердие, и посредством Своей энергии наслаждения
(хладини-шакти) дарует им способность созерцать Его самопроявленную,
трансцендентную форму и сладостные игры. Однако
все органы чувств непреданных: глаза, уши и т.д. созданы из материальной
энергии и осквернены последствиями их бесчисленных
грехов и оскорблений. Вследствие этого они не способны проводить
различия между событиями, запечатленными в мирской
истории и трансцендентными развлечениями Шри Кришны.
Сначала выслушай возвышенные качества Шри Кришны, как
они приводятся в книге Шрилы Рупы Госвамипада «Шри Бхактирасамрита-
синдху»:
«Кришна, высший трансцендентный любовник, обладает следующими
удивительными качествами:
1) красота Его тела очаровывает ум;
2) Он отмечен всеми благоприятными знаками; *
3) Его облик радует глаз;
4) Он излучает сияние;
5) обладает неизмеримой силой;
6) вечно юн;
7) знает языки всех живых существ, на всех планетах духовных и
материальных миров;
8) правдив;
9) приятный собеседник;
10) красноречив;
11) высокообразован;
12) очень разумен;
13) гениален и сообразителен;
14) искусен в наслаждениях трансцендентными расами;
15) необычайно ловок;
16) искусен во всем;
17) всегда платит благодарностью;
18) непреклонен в следовании Своим обетам;
19) в совершенстве знает, как поступать в любой ситуации, согласно
времени, месту и обстоятельствам;
20) на все смотрит сквозь призму священных писаний;
170
Качества Шри Кришны
21 безупречно чист;
22 владеет Своими чувствами;
23 обладает непоколебимой решимостью;
24 терпелив;
25 снисходителен;
26 серьезен;
27 уравновешен и самодостаточен;
28 честен, открыт и беспристрастен в Своих взаимоотношениях
с другими;
29) щедр;
30) религиозен;
31) исполнен героизма;
32) добр и сострадателен;
33) почтителен по отношению к другим;
34) учтив;
35) великодушен;
36) застенчив;
37) защитник предавшихся Ему душ;
38) всегда счастлив;
39) всегда добр к Своим преданным;
40) подчиняется любви Своих преданных;
41) дарует благо каждому;
42) самый могущественный;
43) самый знаменитый;
44) всеобщий любимец;
45) покровитель преданных;
46) привлекателен для всех женщин;
47) объект всеобщего поклонения;
48) обладатель всех божественных достояний;
49) не имеет Себе равных;
50) верховный повелитель;
Бхагаван Шри Кришна обладает этими пятьюдесятью качествами,
которые проявлены в Нем в наивысшей степени. Каждое из них
глубоко как океан; другими словами, их очень трудно постичь.
В небольшой степени каждое из вышеперечисленных качеств
присутствует в дживах, но только Пурушоттама Бхагаван Шри
Кришна обладает ими в полной мере. Кроме них, существует еще
171
Шри Кришна-махима-расарнавам
пять достоинств Бхагавана,