Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 137 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 137

Кришна любит Своих преданных больше, чем Себя. Шри

Радха—другая сторона личности Говинды. Он—раса, а Она — према,

любовь. Ее подруги гопи—Ее экспансии, а Вриндаван — обитель

их игр. Сердце Шри Радхи мягкое, словно масло, Она любит тех, кто

любит Шри Кришну. И те, кто принимают прибежище у Шри Радхи,

достигают вершины духовной любви («Према-сампута»).

473

Глава четырнадцатая

Ячаръи говорят о "Кришне

Шрила Бхактивинода Тхакур

из книги «Шри Бхактивинода вани вайбхава»

Почему нет никого равного или более великого, чем Кришна?

Шри Кришна — Абсолютная Истина, Верховная Личность Бога. В

Нем полностью проявлены шестьдесят четыре трансцендентных

качества. Он вечен, всезнающ и исполнен блаженства. Из всех 64

качеств последние четыре присущи исключительно Кришне. Даже

Его экспансия, Господь Нараяна, повелитель Вайкунтхи, не обладает

этими качествами. Полубоги, такие как Шива, имеют 55 качеств.

Живые существа в освобожденном состоянии наделены 50 качествами.

Шива, Брахма, Сурья, Ганеша и Индра исходят от Верховного

Господа и являются Его неотъемлемыми частицами. Поэтому нет

никого равного Кришне или превосходящего Его. Он — Источник

всего, Причина всех причин («Джайва-дхарма», 13).

Какие игры совершает Шри Кришна на Толоке, во Врадже и Шветадвипе?

Голока, Вриндаван и Шветадвипа — внутренняя часть духовного

мира. На Голоке Кришна совершает Свои свакийя-лилы, во Вриндаване

— паракийя-лилы, а на Шветадвипе — остальные игры

(«Джайва-дхарма», гл.14).

Почему Шри Кришна является олицетворением всех нектарных

рас? Почему Он единственный в своем роде?

Шри Кришна — объект высших трансцендентных рас. Если человек

беспристрастен и свободен от предвзятого мнения, он способен

понять, что в расе двурукий облик Кришны — лучший и

наиболее подходящий. Все другие образы Господа вечны, духовны,

трансцендентны и исполнены божественных качеств. Все

Они — повелители майи. Кришна же обладает всеми этими ка

475

Шри Кришна-махима-расарнавам

чествами во всей полноте. Особая характеристика Кришны заключается

в том, что Он проявляет Свои духовные игры в этом

материальном мире посредством Своей внутренней энергии и

позволяет чувствам воспринимать их. Когда Господь нисходит

в этот мир, Его поведение кажется мирским, однако в действительности,

Он всегда исполнен всех Своих достояний. Он обменивается

любовными отношениями с мальчиками-пастушками

как их любимый друг, со Своими родителями — как послушный

ребенок, а со Своими преданными в мадхурья-расе— как их нежный

возлюбленный, при этом Он всегда остается Всевышним,

исполненным безграничного могущества. Во время Своих игр в

облике обычного ребенка или юноши, Он поражает даже ученых

трансценденталистов, проявляя Свое верховенство над властителями

вселенной. Если бы Кришна милостиво не проявил Свои

самые очаровательные игры в облике мальчика-пастушка, кто

бы мог осознать Верховного Господа как объект мадхуръя-расы?

(«Манах-шикша», 5).

Не является ли раса-лила Кришны предосудительной?

В трансцендентных играх раса-лилы Кришна является единственным

наслаждающимся, тогда как другие — наслаждающие, или

дающие наслаждение. Заключение таково, что лучезарная, солнцеподобная

личность духовного мира, Господь Шри Кришна, —

единственный мужчина, Пуруша, Верховный Господь, а все живые

существа, принадлежащие к пракрити, имеют женскую природу.

Все отношения в духовном мире основываются на чистой любви

и не осквернены желаниями эгоистичных чувственных наслаждений

(«Шри Кришна-самхита», 5).

Какова наука о Радхе и Кришне?

Согласно учению Шримана Махапрабху, поклонение Господу в настроении

мадхурья-расы является наивысшим. В этом настроении

человек не может наслаждаться трансцендентными расами преданного

служения, если не ставит себя в подчиненное положение

по отношению к Шри Радхике. Высшая Абсолютная Истина есть

вечность, знание и блаженство. Шри Кришна — олицетворение

сат-чит, а Шри Радха — олицетворенная ананда. Шри Шри Радха

476

Ачарьи говорят о Кришне

и Кришна — единая Истина, но для наслаждения расами Они разделяются

(«Чайтанья-шикшамрита», 6.5).

Каковы наставления Махапрабху?

Махапрабху просил, чтобы мы наполнили свои жизни святым

именем Кришны. Нет ничего вечного и реального в этом мире,

кроме святого имени Кришны («Саджджана-тошани», 11.5).

Как человек может обрести высшее совершенство?

Если по милости духовного учителя человек способен воспевать

святое имя Кришны, твердо веря в слова Верховного Господа, он,

несомненно, достигнет высшего совершенства («Саджджана-тошани

», 11.5).

Почему святое имя Кришны наиболее привлекательно и уникально?

Такие имена как Брахман, Параматма и Нараяна указывают на качества

Верховного Господа, но эти качества не устанавливают взаимоотношений

между Господом и живыми существами. Высшим

проявлением Господа является привлекательность. Кришна — всепривлекающий.

Что касается поклонения Господу, существуют вечные

отношения между Кришной и дживами («Таттва-сутра», 40).

Какая из всех форм Абсолютной Истины высшая?

«Форма Шри Кришны — высшая и лучшая из всех форм Абсолютной

Истины. Естественная склонность Кришны быть на

одном уровне со Своими преданными не означает, что Он ниже

других Своих проявлений. Напротив, именно это качество делает

Шри Кришну выше всех других экспансий.

Если бы Шри Кришна по Своей беспричинной милости не

проявил очаровывающие весь мир игры в образе прекрасного

мальчика-пастушка, смог бы кто-нибудь познать Его как вишайу

(высший объект поклонения) мадхуръя-расы? (Из книги «Дашамул

а-стотра»).

Весь духовный мир, духовное тело Кришны, все духовные развлечения

проявлены и находятся во власти Его шакти. Каково же в

таком случае положение Самого Кришны — шактимана? Если

Кришна осуществляет все посредством Своих энергий, в чем же

тогда