Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 138 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 138

состоит Его самостоятельность и независимость?

477

Шри Кришна-махима-расарнавам

Кришна-нама, кришна-рупа, кришна-гуна и кришна-лила проявлены

посредством Его функциональных энергий. Тем не менее,

верховная независимость Шри Кришны (сватантрата), а

также Его индивидуальные желания и воля (свеччхамайята) не

являются проявлениями Его энергий. Они всегда — составная

часть самой Его природы; Они — органическая составляющая

самого бытия Верховной Личности. Шри Кришна есть обладающая

абсолютной независимостью и свободой воли Верховная

Личность, источник и прибежище разнообразных шакти. Шри

Кришна — Верховный Наслаждающийся, а Его шакти, находясь

в подчиненном положении, существуют исключительно для Его

наслаждения. Многочисленные шакти всегда составляют окружение

Верховной Личности, Бхагавана, который всегда остается

их повелителем и осознает Свою власть над ними. Даже несмотря

на то, что Он никогда не бывает в одиночестве, присутствие

многочисленных энергий не порабощает Его. Кроме того, эти

шакти наделены особым доверием Бхагавана, и потому., если человек

хочет осознать Верховную Личность (парома пурушу), ему

надлежит принять прибежище у Его шакти. По этой причине,

дживе сложно ощутить присутствие шактимана (Всевышнего

Господа, повелителя энергий). Однако, если искренний преданный

питает в глубине души любовное настроение преданности

Богу в своем служении Ему, то когда это чувство достигнет зрелой

стадии кришна-премы, непостижимый чувствами и умом

Шри Кришна, скрываемый от мирских людей Своими верными

энергиями, явит в сердце такого вайшнава Свою вечную, трансцендентную

сварупу. Бхакти есть одна из видов шакти Бхагавана,

и поэтому она обладает женской природой. Подчиняя себя внутренней

энергии Кришны (сварупа-шакти), энергия преданного

служения (бхакти-деви) берет искреннего преданного под свое

покровительство и позволяет ему увидеть независимого, самодостаточного

Пурушу (трансцендентного мужчину) и Его трансцендентную

лилу («Джайва-дхарма», 14 глава).

Отделены ли Кришна и Его энергия?

Будучи верховным мужчиной, Кришна — высший наслаждающийся,

контролирующий, верховный повелитель. В действи

478

Ачарьи говорят о Кришне

тельности, необходимо понимать, что Шри Кришна и Его шакти

едины. Верховное шакти, которое позволяет нам видеть Кришну,

— также Кришна. Эта верховная шакти есть никто иная, как

Шри Радха. Если парома пуруша являет Свой облик верховного

трансцендентного мужчины, то Его пара-пракрити предстает в

образе верховной трансцендентной женщины. Кришна — это

верховный повелитель, которому служит верховная служанка,

Шримати Радхарани. Однако иногда Кришна Сам служит Своей

трансцендентной возлюбленной. Хотя Они выглядят как отдельно

существующие личности, между Ними нет никакой разницы.

Шри Шри Радха-Кришна, изначальные шакти и шактиман, — это

неделимая трансцендентная истина («Джайва-дхарма», 14 глава).

Шри Кришна — независимый наслаждающийся, и Его желание наслаждений

есть признак того, что Он — изначальный мужчина

(ади-пуруша). Как же тогда понять, что Шримати Радхарани, несмотря

на Свою женскую природу, также обладает желаниями?

Все желания Шримати Радхарани подчинены желаниям Кришны.

Она не имеет собственных (отдельных от Кришны) желаний

и никогда не действует независимо от Кришны, чтобы исполнить

их. Она никогда не думает ни о чем и не стремится ни к чему, что

не связано с Кришной. Таково Ее настроение. Сначала у Кришны

появляется желание, а затем Шримати Радхика стремится исполнить

его — в этом природа Ее желаний. Шри Кришна — ади-пуруша,

изначальный мужчина, а Шримати Радхика — Его полная

и всеобъемлющая энергия, именуемая пурна-шактщ Она также

Его изначальная энергия, источник всех существующих энергий

(адья-шакти), а Кришна повелевает Ею и вдохновляет Ее («Джайва-

дхарма», 14 глава).

Говорится, что Кришна — единственный мужчина, правда ли

это? Иногда люди говорят, что Его действия предосудительны в

отношении Его любовных игр.

Кришна — единственный мужчина духовного мира (пуруша), а

все зависимые от Него чит-таттвы (шакти духовного мира),

взаимодействующие с Ним в пределах мадхура-расы, имеют женскую

природу (пракрити). Исходя из этого, следует заключить,

Шри Кришна-махима-расарнавам

что Кришна ни в коей мере не нарушает законов дхармы, и в Его

любовных похождениях нет ничего предосудительного. В материальном

мире, в зависимости от обстоятельств, одна джива

играет роль наслаждающейся, а другая — роль услаждающей ее.

Это полностью противоречит естественному положению души,

рождая неприятные, болезненные ощущения для обоих. Истина

состоит в том, что джива не может играть роль наслаждающегося.

Все дживы предназначены для услаждения Кришны; становясь

наслаждающейся, джива противопоставляет себя вечному закону

(«Джайва-дхарма», 31 глава).

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур

из книги «Амрита-вани Бхактисиддханта Сарасвати»

Каковы различия между Кришной и Вишну?

Поистине, Господь Кришна и Вишну — одно целое. Оба Они —

Абсолютная Истина, совершенная и исполненная все`х энергий.

Шри Кришна, олицетворение сладости, — тот же самый Вишну

или Нараяна в Своем аспекте великолепия и богатства. У Шри

Кришны две руки, Он играет на флейте, а у Вишну четыре руки,

в которых Он держит раковину, диск, палицу и лотос. Господь

Вишну исполнен шестидесяти трансцендентных качеств, а Шри

Кришна имеет шестьдесят четыре качества. Шри Кришна может

привлечь Лакшми, однако Нараяна не способен привлечь умы

враджа-гопи, возлюбленных Кришны.

Господу Вишну служат в двух с половиной расах: шанта, дасья

и гаурава-сакхья (дружба с благоговением и почтением), однако

Шри Кришне служат во всех пяти расах, шанта, дасья, вишрамбха-

сакхья, ватсалья и мадхурья.

Шри Кришна — Верховная Личность Бога, изначальный источник,

из которого исходят бесчисленные формы Вишну-таттвы.

Кришна —