продолжала оставаться внутри Него. Когда
появлялся какой-нибудь демон во Вриндаване, Кришна проявлял
Свое воплощение Нараяны или Вишну, чтобы убить его. Это
был Васудева-Кришна. Однако в Своем двуруком облике Он наслаждается
любовными отношениями со Своими чистыми преданными
во Вриндаване.
Кришна в Своей изначальной форме вернулся вместе с Нандой
Махараджем из Матхуры и жил с гопи и мамой Яшодой в
Своем проявлении бхава. Кришна и Баларама остались в Матхуре,
но не в Своих изначальных формах, а в Своих экспансиях,
как Васудева и Санкаршана. Изначальные Кришна и Баларама
присутствовали во Вриндаване в Своих проявлениях бхава, в
то время как в Матхуре Они находились в Своих воплощениях
прабхава и вибхава.
Шри Кришна, известный как Ядукумара, — это ВасудеваКришна.
Он отличается от Яшоданандана-Кришны тем, что проявляет
Свои игры за пределами Вриндавана, в Матхуре и Двараке,
тогда как Яшоданандана проявляет Свои игры только во Врин
406
Тадия Шри Кришны
даване, не покидая его пределы. Кришна, сын Яшоды, никогда не
покидает Вриндаван из-за той трансцендентной любви, которая
царит там, и которой наделены все враджаваси, Его возлюбленные
преданные.
Среди всех игр, которые Кришна являл в различных сварупах
и в разных обителях, таких как Вайкунтха, наивысшей является
Его нара-лила во Врадже, когда Он предстает словно обычный человек.
Его прославляют как пурну (совершенного), пурнашару (более
совершенного), пурнатпаму (самого совершенного) согласно степени
проявления Его качеств. Его образ, в котором присутствуют
все Его качества, такие как красота, сладость и богатство, называется
пурнатама и с наибольшей полнотой проявляется во
Вриндаване. Только во Вриндаване Шри Кришна являет наиболее
полный образ Бхагавана, и только там Его спутники наслаждаются
премой в наивысшей степени. Во всех остальных обителях
Он проявляется как пурна или пурнатара согласно уровню премы,
присущей Его спутникам в этих обителях.
Среди всех игр Шри Кришны во Вриндаване лучшей является
раса-лила. Раса-лилы не бывает в материальном мире, на райских
планетах. Ее не бывает в Двараке, где находятся 16 108 цариц, а
также в других обителях Бхагавана, таких как Вайкунтха. Расалила
происходит только во Вриндаване и только с враджа-гопи. С
величайшей радостью Шри Кришна плавает в океане премы, которой
полон праздник раса-лилы. Ни одно из воплощений Шри
Кришны не являет подобные развлечения.
Глава одиннадцатая
красота Шри %ришны
Верховный Господь, Шри Кришна, проявляет Свой исключительно
прекрасный образ, исполненный сладости и очарования,
посредством Своей энергии чит-шакти и совершает разнообразные
подобные человеческим игры. Тело Кришны вечно и
всесовершенно, внешне оно напоминает человеческое, но обладает
абсолютно иной природой и не имеет начала. Непревзойденная
красота Шри Кришны приводит в изумление даже Его
Самого. Одна капля Его сладости затопляет блаженством Гокулу,
Матхуру, Двараку и всю Вайкунтха-дхаму.
Обычно украшения усиливают красоту тела, однако в случае
Кришны происходит совсем наоборот, красота Его трансцендентного
тела увеличивает красоту Его украшений и одежды.
Его поза трибханга-лалита усиливает блистательную красоту
Его тела и пленяет ум каждого. Все Лакшми, провозглашенные в
Ведах идеалом добродетели и целомудрия, также очарованы Его
красотой и жаждут служить сиянию, которым озарены кончики
ногтей на Его стопах.
Когда Кришна улыбается, блаженство, всегда сияющее у Него
на лице, многократно увеличивается. Своими глазами мужчины
и женщины Враджа пьют нектарную красоту Его лотосного лица.
Однако им никак не удается насытиться этим нектаром, и потому
они гневаются на творца за веки на глазах, которые мешают
им пить эту сладость.
Когда Шри Кришна вступает в пору юности — возраст между
паугандой и каишорой, — Его сияющий лик выражает бесконечное
счастье, нетерпение и живость, обнаруживая всю неугомонность
Его характера. Его белые зубы, покрасневшие от бетеля, и красноватые
губы в чарующей улыбке являют собой венец красоты.
409
Шри Кришна-махима-расарнавам
В «Шримад-Бхагаватам» говорится (10.44.14): «Я не знаю, какие
аскезы совершали гопи, чтобы глазами постоянно пить сладость
образа Шри Кришны. Какова его природа? Он — средоточие всей
красоты (лаванйа-сарам). В материальном творении и за его пределами
не найти красоты, равной красоте Кришны. Его красота
первозданна, она не нуждается ни в украшениях, ни в одеждах.
Более того, Он совершенен Сам по Себе. Глаза не могут пресытиться
Его образом, поскольку каждое мгновение этот образ становится
еще прекраснее. Кришна — прибежище всей красоты,
славы и великолепия. Только гопи выпала удача получить даршан
несравненной красоты Кришны».
Когда враджа-деви видят сладостную красоту Кришны, океан
их любви и желаний начинает вздыматься и увеличиваться.
Красота Кришны заставляет их забыть о семье, касте, религии и
терпении; они теряют голову от Его очарования и тонут в океане
блаженства.
ОТопугаи восхваляют
безграничную красоту Шри %ришны
«Шри Говинда-лиламрита» (глава 16)
Шрила Кришнадас Кавираджа Госвами
1
Когда Шри Радха и Шри Кришна проснулись, сев на цветочное
ложе, сакхи приблизились к Ним вместе с Субалом и Мадхумангалом.
2
Вриндадеви принесла с собой двух обученных попугаев: шарику
Калокти и шуку Манджуваку, которые, вдохновленные Вриндой,
принялись прославлять Божественную Чету.
410
Красота Шри Кришны
«Вся слава Господину Вриндавана! Вся слава Царице Вриндавана!
Вся слава Их подругам!»
4-5
Увидев намек в глазах Радхарани, Вринда повелела шуке описать
славу красоты