Войти Добавить текст
Вы здесь:
------ Страница 115 ------

Шри Кришна Махима Расарнавам - Страница 115

относятся: Мандалибхадра, Бхадравардхана,

Гобхата, Якшендра, Бхата, Бхадранга, Вирабхадра,

Махагуна, Кулавира, Махабхима, Дивьяшакти, Сурапрабха, Ранастхира;

такие двоюродные братья Кришны, как Субхадра,

Кундала, Данди и Мандала, а также пастушки: Сунандана, Нанди,

Ананди и другие. Все они старше Кришны и стараются защищать

его от опасностей. Во главе их стоит Виджаякша, сын Амбики,

няни Кришны. В свое время Амбика поклонялась Парвати

и совершала аскезы, чтобы получить могучего сына, способного

защищать Кришну.

Субхадра смуглый, в желтой одежде, весь в украшениях. Его родителей

зовут Упананда и Тула-деви. Его жену зовут Кундалата.

403

Шри Кришна-махима-расарнавам

Обычные друзья — это Вишала, Вришабха, Оджасви, Девапрастха,

Варутхапа, Мандара, Кусумапида, Манибандхакара, Мандара,

Чандана, Кунда, Калинди, Кулика и другие. Все они моложе

Кришны и стремятся просто служить Ему.

Домашние животные Кришны

У Кришны огромное число дорогих Ему коров-сурабхи, среди

которых самые главные — Мангала, Пингала, Ганга, Писанга,

Маникаштани, Хамси и Вамшиприя. У Него живут быки Падмагандха

и Пишангакша, олень Суранга, обезьянка Дадхилобха, собаки

Вьягхра и Бхрамарака, лебедь Каласвана, павлин Тандавика

и попугаи Дакша и Вичакшина.

Вриндаван и другие обители Шри Кришны

Верховная Личность Бога, Шри Кришна, всегда пребывает во

Вриндаване в обществе коров, гопов и гопи, а также со всеми обитателями

Враджа. Шри Вриндаван занимает особое положение в

духовном мире. Высшей частью Вайкунтхи является область, называемая

Кришналока, низшей — Вайкунтха-паравьома, там находятся

все воплощения Шри Кришны, такие как Нараяна, Рама,

Нрисимха и т.д.

Вайкунтха делится на множество частей, и все они бесконечны

во всех отношениях. Кришналока, или Голока, делится на три

части. Все вместе они называются Голока. Первая часть носит название

Дварака, срединная именуется Матхурой, а центральная

называется Враджа, она включает Гокулу и Вриндаван.

Во Вриндаване есть двенадцать лесов. В Гокуле проходит ватсалья-

лила Кришны, а во Вриндаване — Его пауганда-лила и кишора-

лила. Вриндаван простирается от Ямуны до холма Говардхана,

включая Нандагаон и Варшану, и занимает более высокое

положение, чем Гокула. Во Вриндаване наилучшим местом является

Говардхан, а на Говардхане — Радха-кунда и Шьяма-кунда,

где совершаются самые сокровенные игры Господа. На Радха-

кунде проявляются бесконечно разнообразные игры сварупашакти

Шри Кришны.

Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняет, как появились Радха-

кунда и Шьяма-кунда. Однажды, когда Кришна увидел красоту

404

Тадия Шри Кришны

Шримати Радхарани, Он стал плавиться от любви к Ней, и таким

образом, образовалась Шьяма-кунда. Когда Шримати Радхарани

увидела Кришну и услышала звук Его флейты, Ее тело также расплавилось

и образовало Радха-кунду, жидкую любовь к Кришне.

Так появились два озера — Шьяма-кунда и Радха-кунда.

Кришналока делится на три части в соответствии с уровнем

премы преданных. В Двараке существует некоторое осознание величия

Кришны и благоговения перед Ним, как перед Бхагаваном.

В Матхуре это осознание ослабевает, а во Вриндаване полностью

отсутствует. Во Вриндаване сладость премы достигает кульминации,

в Матхуре сладость премы слабеет под влиянием некоторого

осознания айшварьи Кришны, а в Двараке сладость премы еще

более ослабевается благоговением и почтением. Таким образом,

в большей части Голоки преданные осознают величие Кришны,

воспринимая Его как Бхагавана. На границе Голоки есть место,

где Шри Шри Радха-Кришна пребывают в настроении свакиябхавы.

Шри Кришна присутствует там и проявляет еще большие

богатства, чем Нараяна. Рядом с Ним находится Шримати Радхарани,

но Она имеет настроение Лакшми.

В Двараке настроение айшварьи несколько ослабевает, и

Кришна ведет Себя как друг всех обитателей Двараки, и как муж

всех цариц.

В Матхуре айшваръя-бхава ослабевает еще больше. И тем не менее,

Кришна в момент Своего явления предстает в четырехрукой

форме перед Васудевой и Деваки. С одной стороны, в Матхуре сохраняется

сознание величия Кришны, а с другой — присутствует

мадхуръя, сознание Его сладости.

Во Врадже никто не осознает величие (айшварью) Кришны,

никто не видит в Нем Верховную Личность Бога, поскольку

айшварья полностью покрыта мадхура-бхавой, Его сладостью.

Враджаваси считают Кришну своим братом, другом, сыном или

возлюбленным независимо от того проявляет Он величие Абсолюта

или нет. Богатство Абсолюта во всей полноте проявлено во

Вриндаване, но оно покрыто мадхура-бхавой. Во Вриндаване присутствуют

все настроения, и именно во Вриндаване и во Врадже

Кришна совершает Свои самые очаровательные игры.

405

Шри Кришна-махима-расарнавам

На Голоке-Вриндаване у Кришны есть пять видов спутников —

шанта, дасъя, сакхья, ватсалья и мадхурья. Когда Он нисходит в

этот мир, вместе с Ним приходит вся Враджа-бхуми со всеми ее

обитателями. Шри Кришна и по сей день совершает Свои игры

во Врадже, но их могут видеть только те преданные, чьи глаза

умащены бальзамом премы.

Изначальная Верховная Личность Бога, Шри Кришна, никогда

не покидает пределы Враджа-бхуми. Этот момент проиллюстрирован

возле Акрура-гхата. Когда Акрура выехал на своей колеснице

из Вриндавана в Матхуру, забрав с собой изначального

Шри Кришну в двуруком облике, на Акрура-гхате, где находилась

граница между Вриндаваном и Матхурой, Шри Кришна вошел

в Ямуну и принял четырехрукую форму Вишну, а Баларама,

в свою очередь, стал Ананта-Шешей.

Изначальный Господь Говинда никогда не выходит за пределы

Вриндавана, Он никогда не пересекает границу, разделяющую

Вриндаван и Матхуру.

Когда Шри Кришна наслаждался играми во Враджа-бхуми,

Его экспансия Вишну